Маркетинговая стратегия — шаги в сандалиях

30 октября 2020, 07:20

Слово «стратегия» стало обязательным в словаре каждого, кто считает себя образованным. Словосочетание «маркетинговая стратегия» — всех, кто мнит себя лидерами.

Есть только одно препятствие в захвате мира маркетинговыми стратегиями — у всех свое понимание, что же это такое. И эта колонка — еще одно видение по этому поводу. Мое.

Видео дня

Мы живем в потрясающе интересном и удивительном мире экономической нестабильности и радикальных перемен в покупательских потребностях и способностях. И каждый бизнес либо упирается в потолок развития, либо заглядывает в подвал банкротства, либо ищет новые вершины, чтобы на них взобраться. Со всем этими задачами маркетинговая стратегия как раз и призвана помочь.

У понятия «маркетинговая стратегия» определений не меньше, чем у самого маркетинга. Самое смешное, что даже внутри одной компании у каждого руководителя, скорее всего, есть свое понимание этого термина. Иногда эти понимания сильно противоречат друг другу.

Официальное определение: маркетинговая стратегия — это набор управленческих решений по распределению маркетинговых ресурсов компании таким образом, чтобы в результате бизнес-активности стоимость компании увеличивалась.

Мое определение: маркетинговая стратегия — долгосрочный план действий, настолько изменяющих восприятие продукта потенциальным потребителем, что продукт становится обязательным к приобретению.

Какие бы миссии и визии не придумывали мудрые маркетологи, бизнес всегда о деньгах и об увеличении продаж своего продукта, будь то технологии, услуги или товары. Потому вернемся к нашим примерам — сандалиям, и пусть они символизируют все, на чем вы собираетесь или уже зарабатываете деньги.

Представьте, что вы доросли до понимания, что сандалиям нужна маркетинговая стратегия, а значит у вас появились такие цели:

  • стимулирование активности потребителя; следовательно
  • увеличение количества потребителей; следовательно
  • рост объема продаж сандалий; следовательно
  • увеличение присутствия сандалий и захват большей доли своего рынка; следовательно
  • увеличение прибыли, следовательно
  • рост бизнеса и увеличение стоимости бизнеса.

Чтобы правильно подготовить маркетинговую стратегию для наших сандалий у нас должны быть:

Позиционирование бренда — наша целевая аудитория должна понимать ценность сандалий. Именно через позиционирование мы можем достучаться до сознания нашего потребителя. Для того, чтобы этого добиться, нам нужно:

Сегментирование целевой аудитории — не зная, кому нужны наши сандалии, мы не сможем никого убедить, что они им таки нужны. Чем более детально вы нарисуете портрет своего потребителя для каждого вида продукта, тем больше шансов, что вы поймете, какой именно продукт нужен этому потребителю. Вот так хитро эти вещи взаимосвязаны.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Маркетинг-микс 5P (product/продукт; price/цена; place/место на рынке-дистрибуция; promotion/продвижение; people/стейкхолдеры-участники процессов жизни продукта) — для разработки эффективной стратегии нужно полное понимание всего, что касается 5Р вашего продукта, начиная с исследования и заканчивая действиями.

Уникальное торговое предложение (УТП) тоже было бы неплохо. Что в ваших сандалиях есть такого, чего нет вообще ни в каких других?

Маркетинговый бюджет — потому что за все надо платить, а для этого нужны деньги.

Теперь нам нужно проанализировать все вышеперечисленное, включая цели и рынок, оценить свои возможности и решить, какой вид маркетинговой стратегии мы будем разрабатывать для наших сандалий. Стратегии можно совмещать, менять, усложнять и упрощать, это только вам решать:

1. Стратегия диверсификации. Я ее еще называю стратегией захватчика. Это — горизонтальное увеличение доли рынка и вытеснение конкурентов. Это в основном означает увеличение производства, усиление конкурентной борьбы и увеличение бюджетов на маркетинговые коммуникации с расширением линейки продуктов разного предназначения. То есть кроме много сандалий, ботинок, валенок и балеток; нам понадобятся пальто, куртки и вообще полный гардероб. Фактически, все всемирно известные бренды эту стратегию используют практически в обязательном порядке.

2. Стратегия первопроходца. Для того, чтобы такая стратегия была работоспособной, лучше всего работает вывод нового, еще лучше — инновативного продукта на рынок. Но секрет не только в этом. Можно открывать новые производства в новых селах, где именно этого производства нет, новые филиалы. А еще — расширять дилерскую и партнерскую сеть. Придумайте свой «айфон», и 100% рынка у вас в кошельке на этапе выхода. При правильном же построении маркетинга и даже при обязательном появлении конкурентов, у вас остается большая доля — памперсы, тампаксы и клинексы, как доказательство. Или возьмите старый продукт, обновите и представьте, как обновленный — тоже работает. Трилистник Адидас, например.

3. Стратегия дифференциации — это ваше УТП. Придумайте что-то, что будет кардинально отличать ваши сандалии от других сандалий — «и золотой ключик у вас в кармане». Можно дифференцироваться по качествам, по сервису, по имиджу, по способу продажи, по персоналу, по инновативности, по технологичности. Особенно хорошо, если ваши сандалии отличаются от конкурентов по всем возможным параметрам и лучший пример сейчас — автомобиль Тесла.

4. Стратегия первенства по цене — это ваши распродажи, скидки и акции. Тут нужно быть очень осторожным. С одной стороны, не нужно уничтожать нераспроданные коллекции, как сделали Бербери. С другой — при такой стратегии главное, не остаться в убытках. Были случаи.

5. Стратегия фокусирования — это продвигать ваши сандалии, как абсолютно эксклюзивный и уникальный продукт, продающийся только в фирменных бутиках, только специально обученным персоналом, только в рамках эксклюзивного закрытого клуба и только для избранных.

6. Стратегия клиентоориентирования — обычно эту стратегию практикуют все премиум бренды и VIP-отделения. Дать клиенту ощущение, что он — единственный в жизни бренда и его будут превозносить и нести на ручках в нужном ему направлении за его деньги. В принципе, это единственная стратегия, которая должна быть основой для любого продукта и быть частью любой маркетинговой стратегии.

Маркетинговые коммуникации любят креативность, а вот бюджеты любят учет и контроль. Эффективность вашей стратегии можно оценить легко:

  • увеличивается ли сбыт сандалий
  • выросла ли лояльность целевых аудиторий
  • увеличилась ли доля рынка
  • выросла ли прибыль
  • и, главное, выросла ли стоимость бизнеса в целом.

Разработка стратегии всегда требует определенных стадий: исследование, аналитика, разработка стратегии, воплощение стратегии и контроль эффективности. Все вышеперечисленное вы сделали и приступили к стратегии.

Итак. У вас есть производство сандалий, они отлично продаются у вас в селе, и вы решили расширить бизнес:

Шаг 1. Ассортимент сандалий состоит из трех продуктов: женские сандалии на шнурках, женские сандалии на липучках и мужские сандалии.

Шаг 2. Наш опытнейший технолог разработал стельку, которая адаптируется под любую стопу, не давая стопе уставать и болеть, и благодаря этому ноу-хау мы выбираем стратегию дифференциации.

Шаг 3. Разрабатываем позиционирование. Пересматриваем, актуален ли наш брендинг. Готовим аватар потребителя под каждый вид продукта, а в приведенном случае — это будет наша стелька, а не сандалии; и проводим детальное сегментирование. Анализируем конкурентов и разрабатываем ценовую политику, а также детализируем все компоненты 5Р, включая

Шаг 4. Разработку маркетинговых коммуникаций и бюджета для продвижения. Как вы предложите ваш продукт потребителю, так он его и возьмет.

Шаг 5. Анализ и реализация стратегии.

Шаг 6. Контроль, пересмотр, адаптация и улучшение.

Я очень кратко и поверхностно постаралась дать понимание, что такое маркетинговая стратегия, зачем она нужна и что она может вам дать. Моя настоятельная рекомендация для малого и среднего бизнеса — разрабатывайте стратегию сами. Слишком часты случаи, когда стратегии, разработанные агентствами, пользу приносят только агентству и остаются на корпоративных ноутбуках просто на память.

Секрет успеха маркетинговой стратегии прост, как и любой другой, — разработать и внедрить. Просто же, правда? Удачи, господа.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X