С чего начинается маркетинг? Представьте — вы решили продавать сандалии

5 сентября 2020, 09:20

Как-то, выступая на одной конференции, я поигралась с опросом «как вы думаете, что такое маркетинг». Самый распространенный ответ был: «Так понятно — реклама». Да, но нет.

Понятие «маркетинг», иногда даже с различными приставками (SMM, контент, крауд, видео, e-mail, директ, вирусный, партизанский и еще много всяких других) сейчас всплывает в информационных потопах везде и всюду. Все уже понимают, маркетинг — это что-то важное. Далеко не всем пока ясно, что важного в этом важном и в чем эта самая важность.

Видео дня

Маркетинг — такой многогранный и многофункциональный бриллиант современной жизни, что мне захотелось поговорить подробней о его гранях и функциях.

Вообще-то мир разродился уже несколькими тысячами определений маркетинга, я добавлю еще одно — мое личное. Терпите.

Маркетинг — это искусство убеждения, что человеку нужно намного больше из того, что ему вообще не нужно. И так, чтобы он был уверен, что это только его решение.

Ну и, на всякий случай, серьезное определение маркетинга: совокупность процессов, отвечающих за создание, продвижение и предоставления продукта (товара, услуги) потребителю, а также за управления отношениями с потребителями с выгодой для бизнеса.

Представим, что вы решили сотворить что-то новое и предложить его миру за деньги. Это может быть что угодно — бизнес, товар, услуга, не важно — путь приблизительно тот же.

Начинать нужно, как в анекдоте: «Попали украинец и еврей на необитаемый остров. У еврея — мешки с золотом, а у украинца — буханка хлеба и сало. Сидели-сидели каждый на своем, украинец отрезает кусок хлеба и кусок сала и ест, а еврей на золото смотрит, а есть-то все равно хочется. Не выдержал еврей, попросил товарища по несчастью поделиться, на что было предложено поиграть в базар: наделал бутербродов, разложил на рушнике. Еврей подходит:

— А почем бутерброды?

— Один бутерброд — один мешок золота.

— Та ничего себе. Дорого.

— Ну, так пройдись по базару, поторгуйся, может, дешевле найдешь".

Сначала нужно посмотреть на рынок, оценить насколько ваш продукт нужен этому рынку, проанализировать именно вашу нишу и ваших конкурентов.

Простенький пример — решили вы у себя в селе продавать обувь:

— Если в вашем селе все еще ходят босиком, то это абсолютно открытый рынок для вас. Надо только помнить, что если температура все время выше нуля, то есть ли смысл предлагать валенки?

— С другой стороны, если вы первый и единственный предложите сандалии, от вас потребуются некоторые усилия доказать, что в сандалиях приятней, чем без да по колючкам, но зато потом — сандалии будут нарасхват.

— Если же в селе уже есть шлепки за одну копейку, а вы решите, что ваши сандалии стоят не меньше миллиона, то при всем великолепии сандалий, вы вряд ли преуспеете. Потому сначала посмотрите ценовое предложения конкурентов и свою политику ценообразования отстраивайте на этой базе.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

— Если ваши сандалии потом еще и можно будет починить у вас, поменять на новые с доплатой, поговорить о том, что сандалии Мыколы куда лучше сандалий Васыля (это особенно важно в консультационном бизнесе), другими словами, будет сервисное обслуживание и поддержка клиентов, — значит, вы строите маркетинговую стратегию превращения просто клиентов в лояльных, а это — лучшее, что может дать вам правильный маркетинг.

— Конечно же, если вы будете тихо сидеть со своими сандалиями на краю села — никто не узнает про то, что они есть, селяне так и будут ходить босиком или в шлепках конкурентов. Потому что одна из приоритетных задач маркетинга — умело выстраивать коммуникации с целевой аудиторией.

— И, главное. Если вдруг выпадет снег — угги уже должны быть на складе. То есть, вы должны быстро адаптироваться и гибко реагировать на изменения в запросе потребителя.

Если все вышесказанное пересказать с привязкой к функциональным полезностям маркетинга, то это будет выглядеть так, не зависимо от того, для чего маркетинг нужен, для ваших сандалий или для юридических услуг:

1. Аналитическая. Исследование, анализ и выводы по поводу всего, что влияет на возможность успешных продаж сандалий в селе. При этом это — не только анализ нужности сандалий (запроса) и наличия шлепок (конкурентов). Это и анализ осознания потребности потребителем и прогноз реакции на появление сандалий. Еще критично важно, поддержит ли ваш супруг ваше желание заняться сандалиями. В смысле, не только внешние, но и (и иногда это куда важнее) внутренние факторы — анализ соответствия вашего бизнеса запросам рынка и какие шансы у вашей корпоративной культуры выжить во всей этой конкуренции.

2. Производственная. Как организована логистика для производства сандалий и как происходит само производство (если оно есть, конечно), очень важно с точки зрения маркетинга именно для координации количества, качества и конкурентоспособности готовой продукции. Потому что без этого всего никакие маркетинговые бюджеты вам не помогут.

3. Мир цикличен и цикл управления и контроля — не менее важная функция маркетинга. Маркетинг обязательно должен знать (управлять и контролировать) сколько и когда сандалий производится, и куда они будут поставляться — только в вашем селе, в соседних, или еще дальше и больше. Эта информация нужна как раз для планирования мероприятий и кампаний по продвижению и поддержке.

4. Как бы не изгалялись специалисты по развитию бизнеса, продажи — это тоже функция маркетинга, хоть сейчас их все чаще отделяют и отдаляют. И напрасно. Именно маркетинг должен отвечать за (смотрим выше) исследования и анализ, а на их основании формировать цену на сандалии, каналы и инструменты донесения информации о существовании именно ваших сандалий до тех жителей и тех сел, кому вы захотите свои сандалии предложить. Называется «мероприятия по расширению спроса на продукт, освоение новых рынков».

5. Естественно, в главных и отдельно — информационная поддержка. Это и клиентские базы данных, и их управление. Планирование и коммуникации через все подходящие каналы и при помощи всех нужных инструментов. Если качество и количество ваших сандалий готово покорить весь мир — мир должен знать, что его будут покорять.

6. И, отдельно — инновационная. Когда вы поймете, что сандалии на завязках пора менять на сандалии на липучках и потом доказывать даже уже завоеванному миру, что липучки проще и удобней — тут вам тоже без маркетинга не обойтись, потому что и разработка, и внедрение нового продукта на рынок — задача маркетинга.

Маркетинг — не просто везде и всюду, он нас давно окружил, а очень многих и победил. Чтобы не быть побежденным, главное — хорошо понимать попытки захватов и не давать ему управлять вами, а самостоятельно управлять им. В смысле, когда вы предлагаете миру сандалии, то чтобы мир покупал у вас столько сандалий, сколько вы готовы ему предложить. Когда же вы покупаете сандалии, то чтобы у вас были только те, только такие, только столько и только по той цене, которые вы готовы выбрать и заплатить за них. Примите как факт и согласитесь, что иногда маркетинг решает за нас, какие сандалии мы покупаем. А это не очень подходит для homo sapience.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X