Сроки восстановления неизвестны. Киевстар стал целью хакерской атаки — подробности
Крупнейший в Украине мобильный оператор Киевстар оставил без связи и доступа в интернет всех своих абонентов. Что случилось? (Обновлено)
Киевстар внезапно перестал обслуживать абонентов утром 12 декабря — не работает мобильная связь, нет доступа в интернет, не функционирует сайт компании. Проблема настолько большая, что по этому поводу государственные органы даже проводили совещание, отметил министр инфраструктуры Александр Кубраков. «Надеемся, за несколько часов все восстановится», — заявил он перед открытием встречи команды министерства.
Проблемы с Киевстаром привели к сбоям в работе сторонних сервисов.
Киевстар — крупнейший украинский оператор электронных коммуникаций, который по состоянию на сентябрь 2023 года обслуживал более 24 млн абонентов мобильной связи и более 1 млн абонентов Домашнего интернета. Компания предоставляет услуги с использованием широкого спектра мобильных и фиксированных технологий, в том числе 4G, Big Data, Cloud solutions, сервисы для киберзащиты, цифровое ТВ и тому подобное.
В октябре суд наложил арест на доли Киевстара, контролируемые российскими подсанкционными олигархами Михаилом Фридманом, Петром Авеном и Андреем Косоговым. Единственный акционер Киевстара — зарегистрированная в Нидерландах группа VEON. В конце ноября в Офисе президента говорили о «высокой вероятности» принятия санкций в отношении Киевстара с последующей конфискацией компании.
Киевстар лежит
В самом Киевстаре в первой половине дня были немногословны. Утром компания сообщила о техническом сбое, из-за которого могут быть недоступны услуги связи и доступа в Интернет у части абонентской базы. «Специалисты компании работают над устранением проблемы», — говорится в официальном заявлении.
Однако ближе к обеду Киевстар признал, что речь идет о хакерской атаке. «Сеть связи Киевстара стала мишенью мощной хакерской атаки, ставшей причиной технического сбоя, в результате которого временно недоступны услуги связи и доступа в интернет», — говорится в официальном сообщении компании. Для фиксации обстоятельств и последствий противоправных действий по вмешательству в деятельность сети Киевстара, оператор привлек представителей правоохранительных органов и специальных государственных служб, которые сейчас работают в офисе компании.
По состоянию на сейчас известно, говорится в сообщении пресс-службы, что персональные данные абонентов не скомпрометированы. Специалисты оператора работают над устранением последствий хакерской атаки для скорейшего восстановления связи и предоставления сервисов.
«Киевстар обязательно предоставит компенсацию абонентам, которые не имели связи или не могли воспользоваться сервисами оператора. Приносим извинения абонентам за временные неудобства и благодарим за понимание», — говорится в сообщении оператора.
Почему Нацроуминг не работает?
В марте прошлого года Министерство цифровой трансформации Украины сообщило о создании национального роуминга — украинские операторы позволят переключаться между сетями, чтобы оставаться на связи. «Теперь в случае, когда сеть вашего оператора недоступна, можно переключаться на сеть других операторов», — говорилось в сообщении Минцифры.
Однако в случае с Киевстаром он не сработал. Директор Департамента по развитию мобильной связи Минцифры Станислав Прибытько рассказал NV Бизнес, что Киевстар не может передать информацию о своих абонентах сетям других операторов вследствие общего технического сбоя. То есть проблема со связью повлияла и на другие сервисы, такие как нацроуминг.
«После решения текущей проблемы мы обсудим со всеми мобильными операторами, как в дальнейшем можно уберечься от аналогичных ситуаций и защитить пользователей от неожиданных проблем со связью», — отметил Прибитько.
Виктория Рубан, начальник отдела по связям с общественностью Vodafone Украина, сообщила NV Бизнес, что услуга нацроуминга у оператора работает, по крайней мере абонентов Lifecell они видят. Абоненты Vodafone могут регистрироваться в сети другого оператора, пока это только сеть lifecell.
«Наверное, это проблема не на нашей стороне. Услуга доступна, все в порядке, оно все работает», — заявила Рубан.
В пресс-службе lifecell сообщили, что «в текущей ситуации проблема Киевстара не с базовыми станциями, а вероятно с ядром сети, поэтому нацроуминг не может корректно работать».
Технический сбой в работе крупнейшего оператора повлиял на другие сервисы, такие как ПриватБанк. Некоторые pos-терминалы, банкоматы и терминалы самообслуживания могут работать нестабильно или не иметь связи.
«Нам известно о ситуации со сложностями и мы прилагаем максимум усилий, чтобы клиенты чувствовали себя уверенно в этой ситуации. При отсутствии мобильной связи клиенты могут позвонить в поддержку с помощью Приват24, а также написать в чат-онлайн, для этого достаточно лишь доступа к интернету», — добавили в пресс-службе банка.