Море зерна. Украинские порты начали битву за урожай - фото
NV Премиум

Море зерна. Украинские порты начали битву за урожай

18 сентября 2020, 08:40

В морских портах Украины растут мощности по перевалке продукции аграрного экспорта. Но в этом году сбор пшеницы и ячменя сократился. Кто из портовиков рискует инвестициями и выигрывает?

Автор: Артем Ильин

Рост аграрного экспорта из Украины в последние годы привлекает все большее внимание крупных иностранных инвесторов к морским портам Черного и Азовского морей.

«В этом году грузы с востока Украины активнее поехали на большую воду — в порты Черного моря. Причина тому — засуха в Одесской области и неурожай. Трейдеры, которые работают на большой воде, способный платить фермерам больше за тонну и забирают зерно из традиционных для нас регионов. Ведь в черноморских портах большие терминалы и крупные контракты, которые нужно выполнять. Но, несмотря на это, мы ожидаем рост перевалки и на нашем терминале в этом сезоне», — делится с НВ Бизнес особенностями текущего сезона Павел Плотников, руководитель зернового бизнеса Мариупольской инвестиционной группы (МИГ, управляет терминалом УкрТрансАгро и логистической компанией Ута Логистик в Мариуполе). По его словам, за последние 3−4 года конкуренция между зерновыми терминалами в морских портах Украины резко увеличилась. Это привело к падению стоимости перевалки с $13−14 до $8−9 за 1 тонну. С недавних пор приходится конкурировать не столько ценой, сколько сервисом, дополнительными услугами, более удобными способами доставки до порта.

Реклама

Почти все зерно экспортируется из Украины через морские порты. То, каким образом, и на какие именно терминалы оно попадает, зависит от многих факторов. Например, Укрзализныця (УЗ) в прошлом маркетинговом сезоне ориентировалась на погрузку и перевозку зерновых грузов маршрутами (по 44 вагона). Из-за этого почти все линейные элеваторы (работают на стыке автомобильных путей и железных дорог) Донецкой и Луганской областей существенно сократили отгрузку по ж/д. И почти весь урожай остался внутри региона — у автомобильного транспорта есть ограничения по радиусу эффективной перевозки. Грузы экспортировались через Мариуполь и Бердянск. «Мы почти 100% зерна получили автомобильным транспортом! Хотя раньше до 30% грузов мы принимали железнодорожным транспортом», — эмоционально поясняет Плотников, поясняя, что найти вагоны для вывоза зерна с небольших станций востока Украины практически невозможно, ну или это получится по неконкурентной цене.

Но в самой Укрзализныце говорят, что изменения в зерновой логистике Украины — это комплексная история, которую нельзя связывать исключительно с особенностями работы компании. «Есть динамика развития портовских мощностей, которые тянут на себя объемы. Есть погодные условия, из-за которых в этом году в южных регионах высохли посевы, и зерно поехало с более дальних плеч. Вообще посевные площади начали двигаться на север. Туда, где ранее никогда не сеяли такие культуры. Потому что меняется климат», — рассказывает НВ Бизнес Андрей Мирошников, директор департамента коммерческой работы Укрзализынци. Он напоминает, что практически весь экспорт зерна идет через морские порты. А самые крупные терминалы расположены на черноморском побережье.

Поэтому трейдерам, работающим на Черном море, приходится активизировать свою работу во всех регионах Украины, а не только географически близким к портам большой Одессы и Николаева.

В ближайшее время конкуренция на рынке агрологистики может усилиться еще сильнее. На прошлой неделе представители государственной китайской компании China Road Construction Corporation International Investment (CRCCII) заявили об интересе к строительству зернового терминала годовой мощностью 5 млн тонн в акватории порта Пивденный (Одесская обл.). Это эквивалентно 10% украинского экспорта кукурузы и пшеницы.

НВ Бизнес разбирался что происходит с перевалкой зерна в Украине, в чем специфика конкуренции между портами Азовского и Черного морей, почему упали ставки тарифов, но инвесторы продолжают интересоваться этим бизнесом.

Зернопогрузочная машина на терминале EVT (Николаев) (Фото: ЦТС)
Зернопогрузочная машина на терминале EVT (Николаев) / Фото: ЦТС

Зерно уходит в море

После нескольких подряд рекордных урожаев, 2020 год станет исключением. Аграрии уже уменьшили сбор пшеницы — почти 27 млн тонн (-4,5% год к году). Ячменя собрано 8,79 млн тонн (-2%). Сбор подсолнечника и кукурузы еще продолжается.

Традиционно две трети собранного урожая — экспортируется.

Делитесь материалом




Радіо NV