Море зерна. Украинские порты начали битву за урожай - фото
НВ Премиум

Море зерна. Украинские порты начали битву за урожай

18 сентября 2020, 08:40

В морских портах Украины растут мощности по перевалке продукции аграрного экспорта. Но в этом году сбор пшеницы и ячменя сократился. Кто из портовиков рискует инвестициями и выигрывает?

Автор: Артем Ильин

Рост аграрного экспорта из Украины в последние годы привлекает все большее внимание крупных иностранных инвесторов к морским портам Черного и Азовского морей.

«В этом году грузы с востока Украины активнее поехали на большую воду — в порты Черного моря. Причина тому — засуха в Одесской области и неурожай. Трейдеры, которые работают на большой воде, способный платить фермерам больше за тонну и забирают зерно из традиционных для нас регионов. Ведь в черноморских портах большие терминалы и крупные контракты, которые нужно выполнять. Но, несмотря на это, мы ожидаем рост перевалки и на нашем терминале в этом сезоне», — делится с НВ Бизнес особенностями текущего сезона Павел Плотников, руководитель зернового бизнеса Мариупольской инвестиционной группы (МИГ, управляет терминалом УкрТрансАгро и логистической компанией Ута Логистик в Мариуполе). По его словам, за последние 3−4 года конкуренция между зерновыми терминалами в морских портах Украины резко увеличилась. Это привело к падению стоимости перевалки с $13−14 до $8−9 за 1 тонну. С недавних пор приходится конкурировать не столько ценой, сколько сервисом, дополнительными услугами, более удобными способами доставки до порта.

Видео дня

Почти все зерно экспортируется из Украины через морские порты. То, каким образом, и на какие именно терминалы оно попадает, зависит от многих факторов. Например, Укрзализныця (УЗ) в прошлом маркетинговом сезоне ориентировалась на погрузку и перевозку зерновых грузов маршрутами (по 44 вагона). Из-за этого почти все линейные элеваторы (работают на стыке автомобильных путей и железных дорог) Донецкой и Луганской областей существенно сократили отгрузку по ж/д. И почти весь урожай остался внутри региона — у автомобильного транспорта есть ограничения по радиусу эффективной перевозки. Грузы экспортировались через Мариуполь и Бердянск. «Мы почти 100% зерна получили автомобильным транспортом! Хотя раньше до 30% грузов мы принимали железнодорожным транспортом», — эмоционально поясняет Плотников, поясняя, что найти вагоны для вывоза зерна с небольших станций востока Украины практически невозможно, ну или это получится по неконкурентной цене.

Но в самой Укрзализныце говорят, что изменения в зерновой логистике Украины — это комплексная история, которую нельзя связывать исключительно с особенностями работы компании. «Есть динамика развития портовских мощностей, которые тянут на себя объемы. Есть погодные условия, из-за которых в этом году в южных регионах высохли посевы, и зерно поехало с более дальних плеч. Вообще посевные площади начали двигаться на север. Туда, где ранее никогда не сеяли такие культуры. Потому что меняется климат», — рассказывает НВ Бизнес Андрей Мирошников, директор департамента коммерческой работы Укрзализынци. Он напоминает, что практически весь экспорт зерна идет через морские порты. А самые крупные терминалы расположены на черноморском побережье.

Поэтому трейдерам, работающим на Черном море, приходится активизировать свою работу во всех регионах Украины, а не только географически близким к портам большой Одессы и Николаева.

В ближайшее время конкуренция на рынке агрологистики может усилиться еще сильнее. На прошлой неделе представители государственной китайской компании China Road Construction Corporation International Investment (CRCCII) заявили об интересе к строительству зернового терминала годовой мощностью 5 млн тонн в акватории порта Пивденный (Одесская обл.). Это эквивалентно 10% украинского экспорта кукурузы и пшеницы.

НВ Бизнес разбирался что происходит с перевалкой зерна в Украине, в чем специфика конкуренции между портами Азовского и Черного морей, почему упали ставки тарифов, но инвесторы продолжают интересоваться этим бизнесом.

Зернопогрузочная машина на терминале EVT (Николаев) (Фото: ЦТС)
Зернопогрузочная машина на терминале EVT (Николаев) / Фото: ЦТС

Зерно уходит в море

После нескольких подряд рекордных урожаев, 2020 год станет исключением. Аграрии уже уменьшили сбор пшеницы — почти 27 млн тонн (-4,5% год к году). Ячменя собрано 8,79 млн тонн (-2%). Сбор подсолнечника и кукурузы еще продолжается.

Традиционно две трети собранного урожая — экспортируется.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Делитесь материалом




Радіо НВ
X