Тест на олигархию

18 апреля 2018, 17:00
Цей матеріал також доступний українською

Рынок нефтепродуктов – нетипичный энергетический рынок нашей страны. Уголь, электроэнергия, газ – это сферы известные своим монополизмом и высоким участием госкомпаний.

Рынку моторных топлив – бензина, дизельного топлива и сжиженного газа – этой участи удалось избежать главным образом благодаря быстрой приватизации нефтеперерабатывающих заводов и созданию здоровой конкурентной среды.

Видео дня

Судите сами. В стране работает два производителя. К том уже, в Украину сегодня топливо поступает по импорту из более чем десяти стран – Беларуси, Литвы, России, Польши, Венгрии, Румынии, Болгарии, Греции, Италии, а также совсем экзотических и далеких стран как Туркменистан, Саудовская Аравия и даже Индия.

Битва за рынок происходит благодаря развитой транспортной инфраструктуре, поставки идут по морю, нефте- и нефтепродуктопроводам, едут в железнодорожных и автоцистернах. Ну разве что не летают.

На розничном рынке работает 6,5 тыс. заправочных станций, которые распределены между сотнями юридических и физических лиц. В стране около десяти автозаправочных сетей, число станций в которых более или около 100 единиц. При этом по своему исполнению и качеству сервиса ведущие украинские АЗС могут дать фору европейским коллегам – убедиться в этом несложно.

Борьба за рынок и потребителя идет на каждом этапе, что позволило создать диверсифицированную систему обеспечения нефтепродуктами и максимально повысить конкуренцию. Этому может позавидовать любой из вышеперечисленных топливных рынков. Для импортозависимого государства, которое по тем или иным причинам не может обеспечить себя энергией, максимально открытый рынок – единственный путь обезопасить себя от сюрпризов.

Украина сделала это в 2005 году, когда в стране разразился очередной топливный кризис и многие колонки были вынуждены закрыться. Тогда правительство обнулило пошлины на импорт нефтепродуктов, и проблема решилась за пару недель. Сейчас 2018 год и тот кризис был последним. В чем секрет?

Более 95% рынка тогда обеспечивались семью нефтеперерабатывающими заводами, мощность которых по выпуску моторных топлив превышала потребность Украины в три раза. Но проблемы были постоянно. Что ни посевная, что ни уборочная – жди роста цен и дефицита. Проблема в том, что все сидели на одной российской нефтяной трубе, да и подавляющие большинство перерабатывающих мощностей тоже были за россиянами или четыре завода из шести: ТНК (Лисичанск), Лукойл (Одесса), Татнефть (Кременчуг), Группа Альянс (Херсон). Купив за копейки, эти горе-владельцы уложили НПЗ на бок, а заработанные деньги вывели из страны.

Это стало понятно в том же 2005 году. Из-за отсутствия модернизации экономики переработки не было. Не было даже качества, которое бы подходило новым автомобилям того времени: когда из Литвы начал приходить бензин Евро-5, большинство украинских НПЗ едва помещались в Евро-2. Впоследствии НПЗ постоянно "укатывали" правительство не вводить ужесточенные стандарты качества нефтепродуктов, прикрываясь трудовыми коллективами и пухлыми конвертами.

Казалось бы, назад дороги нет. Но Украина – страна чудес. В конце марта крупнейший нефтеперерабатывающий завод Укртатнафта, который в 2007 году был захвачен Игорем Коломойским и Александром Ярославским, обратился в Межведомственную комиссию по международной торговле (МКМТ) с требованием ввести ограничения на импорт нефтепродуктов – квоты и пошлины. Олигархи предлагают за полгода, начиная с 1 мая 2018 года, ограничить топливный импорт с 80 до 50%. Оставшиеся 50% они великодушно "нарезали" себе. В 2019 году, как говорится в их заявлении на МКМТ, их доля совместно с Шебелинским ГПЗ (5% рынка) может вырасти до 70%.

Все бы ничего, если бы заявление не пестрило массой манипуляций и крайне опасной лжи. Начать следует хотя бы с того, что Укртатнафта жалуется на увеличение импорта, хотя в течение последних трех лет доля украинского топлива на рынке растет. По итогам первого квартала 2018 года украинский бензин занимал 45% рынка, увеличив долю рынка за три года в полтора раза. Такая же динамика и по дизтопливу – рост с 10% в 2015 году до 15% в этом. Это произошло благодаря выходу на качество Евро-5, с чем НПЗ тянули до последнего.

Но самое интересное, как показывают расчеты, что даже при максимальной загрузке нефтью Укртатнафта уже предстоящим летом не сможет обеспечить свою квоту поставок дизельного топлива. В прошлом году сравнительно небольшой дефицит сжиженного газа привел к его подорожанию в полтора раза (с 11 до 17 грн/л), а какие последствия будет иметь такой сценарий применительно к дизтопливу, которое питает армию, железную дорогу, промышленность и аграриев? Линейный расчет без ажиотажной составляющей показывает, что предложенные Укртатнафтой 30%-ные пошлины сверхнормативного импорта приведут к подорожанию ДТ на 5 грн/л.

На что рассчитывают олигархи – непонятно, их аргументация откровенно слаба. Несмотря на очевидную опасность идее квот и пошлин, с голосованием Комиссии не все ясно. Есть информация об усиленной "обработке" членов этого межведомственного объединения представителями бывших владельцев Приватбанка. Результаты этого голосования, которое должно состояться в апреле, обещают стать прекрасным индикатором влияния олигархата на нынешнее правительство. Очень показательно это будет еще и потому, что комиссия по международной торговле укомплектована наиболее прогрессивными представителями министерств и ведомств, отвечающими за европейскую интеграцию, выполнение договора о свободной торговле с ЕС и соблюдение правил ВТО. Посмотрим, что покажет тест.

Состав Межведомственной комиссии по международной торговле

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X