Почему карантин выходного дня заранее провалился

13 ноября 2020, 13:30

Новый провал коммуникаций власти. Что пошло не так?

Карантин выходного дня поднял новую волну споров, возмущений бизнеса, отрицания COVID-диссидентов. Так ли он плох? Не знаю. Я не медик и не вирусолог, и критиковать просто по причине того, что нарушается мой привычный уклад жизни, не собираюсь. Но ясно вижу, что основная проблема в том, что власть не смогла построить внятную коммуникацию ни с людьми, ни с региональными властями.

Видео дня

Несколько городов один за другим начали заявлять о том, что не собираются выполнять решение Кабинета министров Украины, более того, они даже не видели самого документа. Заявления «мы не будем исполнять» во многих случаях не более, чем пиар. Ведь следовать распоряжению придется конкретным юридическим лицам, а не мэрам городов, у некоторых из которых на носу второй тур выборов. Этим же юрлицам — ресторанам, спортзалам, магазинам — и отвечать за нарушения постановления правительства. Ведь штраф от 34 до 170 тысяч гривен никто не отменял.

Но и в день принятия Кабмином решения в среду 11 ноября, и весь следующий день страна обсуждала принятые меры, не имея официального документа — тех самых изменений в постановление КМУ 641, которые появились на сайте правительства только в четверг вечером.

А ведь именно на юридический документ, а не на новость на сайте Кабмина или заявление любого, пусть даже высокопоставленного чиновника, ориентируются и бизнес, и региональные власти. Что именно запретили? В каких формулировках? Какие есть нюансы или лазейки? Для них важно каждое слово.

Инфографика и новость на сайте Кабмина — это хорошо. Это понятная форма для обывателя, но бизнесу нужен конкретный документ. Да и в целом для формирования здравого восприятия в обществе новых запретов, надо немало времени уделить объяснению этих ограничений. Да, для кого-то они очевидны, особенно для тех, кто переболел сам или даже потерял близких. Но беспрекословного доверия власти нет, а первый испуг давно прошел, хотя сейчас ситуация намного хуже, чем в начале эпидемии.

Тогда люди старались выполнять запреты, но потом — неадекватные штрафы за прогулку в парке, «велюры» для «избранных», заявления санврача Ляшко о том, что «парки и скверы в Украине закрывали «ради психологического эффекта», и прочие ляпы. Всё это подрывает веру в то, что «наверху виднее». Ведь можно было же учесть эти и много других факторов.

Решение о введении новых ограничений сложное, непопулярное, но сам механизм понятен и в нем всего несколько конкретных шагов о которых «забыли» или выполнили спустя рукава.

Что нужно было сделать

  • Много времени посвятить объяснениям того, какой эффект ожидается от планируемых ограничений. Ведь из чего-то же специалисты все-таки исходят.
  • Получить обратную связь из регионов (много жалоб от мэров на то, что никто не вник в ситуацию на местах).
  • Принять решение с учетом этих особенностей.
  • Немедленно уведомить региональные власти о принятом решении официальным документом.
  • Немедленно разместить решение на сайте КМУ и внести изменения в постановление в разделе Законодательство Украины сайта Верховной Рады (именно его многие используют как официальный источник).
  • Обеспечить контроль за соблюдением ограничений.

Последний пункт очень важен. Ведь если можно нарушать кому-то, то почему нельзя мне? Так рассуждает большинство. А строгость украинских законов, как всегда, компенсируется необязательностью их выполнения, что уже было не раз продемонстрировано.

Можем только понадеяться, что «карантин выходного дня» даст хотя бы какой-то положительный эффект и врачи в переполненных больницах немного выдохнут. Но, чтобы люди верили, власти нужно много объяснять, слышать разные мнения и быстро доносить корректную информацию.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X