Есть ли чем гордиться Виктору Галасюку

15 февраля 2018, 15:11

В ночь на 14 февраля Фейсбук всколыхнуло заявление организации "Федерация работодателей Украины" с требованием отставки замминистра экономического развития и торговли Максима Нефьодова.

Сразу оговорюсь, изложенные в этой заметке мысли являются моими собственными и не обязательно отражают точку зрения Киевской школы экономики или VoxUkraine.

В заявлении господину Нефьодову вменяют отсутствие программы развития отечественной промышленности, а также «развал» этой самой промышленности (очевидно, из-за отсутствия программы).

Видео дня

Прежде всего, отмечу, что в Плане действий правительства в разделе "Экономический рост" предусмотрены меры по поддержке промпроизводства и привлечения инвестиций, по развитию экспорта, по дерегуляции и созданию благоприятной бизнес-среды, а также по улучшению инфраструктуры – то есть то, что будет способствовать развитию всего бизнеса в Украине, а не только определенного бизнеса, как большинство инициатив господина Галасюка, которыми он гордится.

Рассмотрим эти инициативы подробнее.

1) Мораторий на экспорт леса-кругляка.

Об этом моратории написано и сказано немало. Авторы этой инициативы обосновывали ее (1) необходимостью развития отечественной деревообработки и (2) экологическими соображениями. Однако, ни то, ни другое не сработало (подробный анализ – здесь ). Если коротко, несколько выросла первичная обработка древесины и некоторые меньшие отрасли, но вместе с тем снизились доходы лесхозов и повысились объемы контрабанды леса. И хотя краткосрочный экономический эффект можно считать нейтральным или слабо положительным (поскольку вывозятся не целые деревья, а распиленные на несколько частей, это создает определенное количество рабочих мест), но долгосрочный эффект однозначно отрицательный. Да, Украина (в который раз, к сожалению) подтвердила репутацию страны, нарушающей свои международные обязательства, в связи с чем не получила $600 млн макрофинансовой помощи ЕС. И можно не сомневаться, что определенное количество потенциальных инвесторов решили не заходить в Украину из-за "лесного скандала".

2) 2-разовое повышение вывозной пошлины на металлолом.

В свое время Минэкономразвития рекомендовало президенту подписать этот законопроект, предварительно уладив конфликт с ЕС, резко негативно выступившим против этой инициативы. Поэтому этот упрек господину Нефьодову как минимум некорректен. Замечу также, что негативную реакцию европейских партнеров вызвало не собственно повышение пошлин, а снова – невыполнение Украиной ранее взятых на себя обязательств.

3) Закон об энергосервисных контрактах (ЭСКО). Этот закон действительно является прогрессивным, он получил положительную оценку экспертов Индекса мониторинга реформ. Однако, вряд ли мы должны благодарить за появление в законодательном поле Украины ЭСКО исключительно господина Галасюка и его коллег, хотя они и числятся авторами законопроекта. Механизм ЭСКО внедрялся в Украине Европейским банком реконструкции и развития в сотрудничестве с другими донорами и МЭРТ по крайней мере с 2008 года (см., например, вот эту презентацию с 2013 года или вот эту – от 2015 года), а первое соглашение о создании энергосервисной компании в Украине было подписано еще в 1998 году. Сегодня государственные учреждения имеют возможность закупать энергосервисные услуги через ProZorro, и вот здесь можно увидеть выступление господина Нефьодова в поддержку этого механизма.

4) Индустриальные парки со стимулами для новых производств. Законопроекты г-на Галасюка по индустриальным паркам подробно анализировал VoxUkraine. Индустриальные парки используются многими государствами – например, для развития депрессивных территорий, но исследования результатов их деятельности свидетельствуют, что большинство индустриальных парков (а также СЭЗ, СЭЗ и т.п.) – убыточные, по крайней мере в перспективе 10-15 лет. Важнейшей чертой успешных индустриальных парков являются совсем не льготы или субсидии, а максимально простые условия начала и ведения бизнеса, а проще говоря – минимум бюрократии и чиновничьего контроля. Зато в законопроектах г-на Галасюка важнейшим инструментом поддержки бизнеса в парках определены налоговые льготы. Это с большой вероятностью превратит индустриальные парки в инструмент ухода от налогообложения, похожий на печально известные СЭЗ, в свое время стоившие Украине от 1% до 3% ВВП в год.

5) Экспортно-кредитное агентство для поддержки несырьевого экспорта. ЭКА существуют во многих странах мира. Но принятый в конце 2016 закон не соответствует лучшим мировым практикам. Недостатки закона подчеркивают эксперты Института экономических исследований и политических консультаций и более подробно раскрывают эксперты Немецкой консультативной группы. Самое главное – этот закон создает значительные возможности для коррупции, поскольку в нем прописаны конкретные отрасли (сферы поддержки) ЭКА, но отсутствуют критерии, которым должны соответствовать субъекты, которые могут получить помощь от Агентства. Это создает пространство для дискреции работников ЭКА при определении объемов и распределения поддержки.

6) 2-летняя рассрочка импортного НДС на производственное оборудование. Имеется в виду поправка в закон "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году". Поправка обеспечила отсрочку уплаты импортного НДС до 1 января 2020 года на ряд товаров, определенных десятицифровимы кодами ОКВЭД. При этом не понятно, по каким критериям те или иные товары были включены в этот список. В любом случае, такая законодательная норма создает значительные возможности для злоупотреблений при импорте, и существует большая вероятность, что не совсем честные субъекты хозяйствования и работники таможни этими возможностями воспользуются.

7) Отмена коррупционных санкций ВЭД, бьющих по экспортерам. Имеются в виду санкции, предусмотренные ст. 37 закона о внешнеэкономической деятельности, применяемых согласно приказу МЭРТ к субъектам внешнеэкономической деятельности за нарушение в сфере ВЭД. За отмену этих санкций в течение более двух лет выступают ряд украинских и международных организаций – например, Совет бизнес-омбудсмена, РПР, программа ЛЕВ и другие. В июле 2017 МЭРТ опубликовало для обсуждения проект закона, который значительно смягчает систему санкций. Однако, проект закона, зарегистрированный в декабре прошлого года господином Галасюком и его коллегами, либеральнее проекта МЭРТ. Эту инициативу я могу только приветствовать. Надеюсь, что законопроект будет принят.

8) Госзакупки с учетом местной составляющей "Покупай украинское, плати украинцам".

Недостатки этой инициативы подробно описаны, например, здесь и здесь. Ее сущность заключается в том, что производитель, который сможет доказать наличие украинских составляющих в себестоимости продукции, получит соответствующее ценовое преимущество при государственных закупках. Господин Галасюк ссылается на международный опыт, в частности на закон США от 1933 года и правила происхождения товаров ЕС. Действительно, во время внешней торговли, особенно в рамках торговых соглашений, преференции часто предоставляются на основе сертификатов о происхождении товаров, учитывают страну происхождения сырья и степень его переработки. Но правила происхождения не учитывают и не могут учитывать такие факторы, как гражданство работников предприятия или конечных бенефициаров банка, от которого предприятие получило кредит, которые предлагает в своем законопроекте господин Галасюк. Доказать украинскую составляющую в себестоимости продукта по формуле, предложенной в законопроекте, на практике невозможно. А значит, это смогут сделать только отдельные фирмы, которые "дружат" с закупщиками.

Итак, из восьми инициатив, которыми гордится господин Галасюк, только две действительно способствуют развитию экономики. Зато две нарушают международные обязательства Украины и портят ее репутацию, а пять – так или иначе способствуют теневым схемам. Но главным недостатком этих инициатив является даже не расширение возможностей для коррупции, а отсутствие расчета их стоимости для общества.

Так, отсрочка импортного НДС – это фактически беспроцентный кредит определенным предприятиям, признает и сам господин Галасюк. Но этот кредит предоставляется за счет Государственного бюджета. С какой вероятностью этот кредит окупится или хотя бы вернется? Расчетов нет. (Замечу, что банки, когда дают кредит, смотрят на финансовое состояние заемщика, а не на товар, который он импортирует).

Законопроект "Покупай украинское" предусматривает более высокие расходы Государственного бюджета на закупки, то есть фактически субсидии определенным производителям. Но какой будет сумма субсидий? И где гарантия, что поддержка того или иного предприятия будет выгодной для экономики в целом?

В итоге, очень хотелось бы, чтобы украинская промышленная политика

  • создавала благоприятные условия для всех предприятий, но немного более благоприятные – для малых и средних фирм, независимо от того, чем они занимаются;
  • базировалась на расчетах выгоды и затрат, а не на громких лозунгах или обвинениях.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X