Смажьте колеса международной торговли

9 июня 2017, 15:07
«Охотятся» на украинских экспортеров-импортеров и ГФС и СБУ, и Генеральная прокуратура и даже Антимонопольный комитет

В аналитических работах Международного валютного фонда отмечается, что страны с торговой открытостью имеют высокий уровень жизни и низкий показатель неравенства доходов. Существует устойчивая корреляция между трансграничной торговлей и доходами населения. Не удивительно, что почти для каждой страны устранение препятствий для торговли на пути к экономическому росту является основой государственной политики.

Видео дня

Украина же, несмотря на поступательный положительный тренд, по сравнению с 2016 годом ухудшила свою позицию во влиятельном рейтинге Всемирного банка Doing Business на 5 позиций и заняла 115 место в категории Международная торговля. Оценка этой категории происходит по времени и стоимости, затраченным на экспортно-импортные процедуры, включая оформление документов и таможенно-пограничный контроль.

Мы в Совете бизнес-омбудсмена не удивлены таким результатом. Еще в 2015 году мы опубликовали системный отчет Проблемные вопросы регулирования внешнеэкономической деятельности в Украине, который содержит необходимые шаги для улучшения ситуации. Несмотря на усилия, направленные на создание имиджа Украины как инвестиционно привлекательного партнера, вопрос снятия внутренних барьеров требует усиленного внимания со стороны Правительства.

Деловую репутацию страны партнеры оценивают по многим факторам, в частности с точки зрения свободы торговли (движения капитала, товаров, прозрачности процедур, стабильности законодательства и тому подобное).

Среди внешнеторговых препятствий, которые касаются всех без исключения компаний – вопрос валютной либерализации. Эту проблематику постепенно решает Национальный банк Украины под контролем международных финансовых организаций.

В то же время есть препятствия для внешней торговли, требующие более глубокого анализа. Скажем, закон Украины О внешнеэкономической деятельности, который был революционным 26 лет назад, сейчас не соответствует ни международной практике, ни законодательству ЕС, к которому мы стремимся адаптировать свою нормативную базу. Этот закон и связанные с ним подзаконные акты демонстрируют неустроенность и часто неурегулированность государственного надзора в сфере ВЭД.

Особенно негативным является вопрос санкций в сфере внешней торговли. Они догоняют бизнес в виде индивидуального лицензирования каждой операции, потому что нужно получать разрешение на каждую операцию, или даже остановку торговых операций. Часто применяемые санкции оказываются жестче за нарушения. Действующий порядок их применения не соответствует базовым законодательным принципам государственной регуляторной политики, в частности принципам эффективности, сбалансированности и предсказуемости.

При этом государственные органы-инициаторы этих санкций действуют через Министерство экономического развития и торговли, которое отвечает за их применение. Инициаторами, которые «охотятся» на нарушителей в сфере ВЭД, могут быть и ГФС и СБУ, и Генеральная прокуратура и даже Антимонопольный комитет. Совет бизнес-омбудсмена также столкнулся с наиболее резонансными делами по данному направлению.

Положительно, что компании-заявители смогли восстановить свою внешнеэкономическую деятельность при нашей помощи. Однако подобные дела, связанные с рисками для бизнеса по блокированию их внешнеэкономической деятельности, привлекли внимание Правительства, экспертов и международного бизнес-сообщества к этому малоизвестному широким кругам вопросу.

Сегодня доминирует репрессивно-карательная модель применения санкций. Отсутствуют риск-ориентированные механизмы, направленные на предупреждение нарушений для законопослушных компаний, которые добровольно готовы исправить нарушения.

При этом, согласно официальной статистике МЭРТ, за последние три года 4307 компаний попали под такие санкции за нарушение сроков расчетов с иностранными контрагентами. Интересно, что каждая вторая компания была виновна в нарушении сроков расчетов на сумму менее 50 тысяч долларов США (то есть для небольших по объему операций).

Неопределенность процедурных порядков – инициирование санкций, рассмотрение представлений органов-инициаторов – ставит Министерство экономического развития и торговли Украины в ситуацию заложника, когда применение или неприменение санкций может привести к преследованию сотрудников МЭРТ правоохранительными органами. По официальным данным МЭРТ в 2016 году, количество представлений на применение санкций от СБУ составило 580, что в шесть раз больше, чем в 2015 году!

Не урегулирован и порядок применения санкций в случае значительных нарушений законодательства – таких, которые могут навредить национальной экономической безопасности. Так же как и основания, по которым практически за любое нарушение к компании может быть применена максимально жесткая санкция – временное приостановление внешнеэкономической деятельности, что практически полностью блокирует деятельность предприятия и может нанести ему неотвратимые негативные последствия вплоть до полного блокирования бизнес-процессов и прекращения деятельности.

Решить упомянутые проблемы без ожидания долговременных законодательных изменений возможно, установив надлежащие процедуры, которые бы обеспечивали прозрачное рассмотрение материалов об инициировании санкций и обоснованное документальное подтверждение фактов их наличия.

Совет бизнес-омбудсмена объединил усилия бизнеса и общественности и представил на рассмотрение премьер-министра соответствующие предложения. Надеемся, что они найдут свой отклик в соответствующих государственных органах власти и будут поддержаны правительством Украины в ближайшее время.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X