Foursquare: как создать игрушку для взрослых СПЕЦПРОЕКТ

16 липня 2014, 13:46
Всего пять лет прошло с момента, когда две приятелей, Деннис Кроули и Навин Селвадураи, сидя на кухне, придумали Foursquare, до момента, когда в приложении зачекинился шестимиллиардный человек

В рубрике ПРАВИЛА УСПЕШНЫХ совместно с ТМ Балтика мы публикуем истории состоявшихся и амбициозных предпринимателей, сумевших конвертировать свои таланты и стремления в успешные бизнес-проекты. Эта рубрика станет копилкой идей, знаний и опыта, которые будут вас вдохновлять и подталкивать к новым начинаниям и вершинам.

Відео дня

Глагол "чекиниться" уже прочно вошел в обиход многих владельцев андроид-смартфонов и айфонов. Виной всему – геолокационное приложение Foursquare, позволяющее "отмечать" себя в популярных местах, определять местонахождение друзей, искать ближайший супермаркет или библиотеку, писать подсказки к местам посещения и многое другое.

IT – предприниматели Деннис Кроули и Навин Селвадураи написали его в ходе кухонных посиделок в 2009 году. Спустя пять лет Foursquare уже насчитывает свыше 50 миллионов человек по всему миру, более 6 миллиардов чекинов, более 170 сотрудников в главном офисе в Нью-Йорке, в офисе в Сан-Франциско и в представительстве в Лондоне.

Для бизнесменов все начиналось в год кризиса. В 2008-м 32-летний американец Кроули был уже весьма известен в среде разработчиков и интернет-предпринимателей как основатель одной из первых социальных сетей для сотовых телефонов Dodgeball. Сервис представлял собой социальную сеть, основанную на геопозиционировании пользователей, которые отправляли свое местоположение сервису по SMS, а он в свою очередь уведомлял всех их друзей о том, где они находятся. Это позволяло узнавать об интересных местах, посещаемых друзьями. Сервис стал относительно популярным, и на него обратили внимание крупные игроки рынка.

В отличие от будущей Foursquare, в Dodgeball не было стимулирования для чекинов, да и по сути, по признанию самого Кроули, сервис был довольно скучен, ведь в нем можно было только лишь отмечаться. Впрочем, это не помешало предпринимателю в 2005 году продать Dodgeball. Покупателем стал Google, который уже в 2009 году представил его как всем известный сегодня Google Latitude.

32-летний индус Навин Селвадураи имеет за плечами не менее впечатляющую историю. Стипендиата престижного Вустерского политехнического института (штат Масачусетс) и обладателя степени магистра в области компьютерных наук по окончанию обучения попытались заполучить многие крупные IT-компании. Поэтому к 30 годам Навин уже успел поработать с такими "техно-монстрами" как Sony, Nokia и Sun Microsystems.

Первую версию Foursquare приятели начали создавать за кухонным столом Кроули в Ист-Виллидж. Запуск приложения, в успехе которого Кроули не сомневался, был объявлен на форуме SXSW Interactive в Остине в марте 2009. Говоря о мотивах, которые побудили Кроули на авантюру создания еще одного геолокационного приложения, он любит упоминать о своем увлечении видеоиграми. По его мнению, тема Foursquare – веселье и игра, площадкой для которой становится весь город. Как сделать так, чтобы поиски хорошего ресторана суши были похожи на поиски бумеранга в Легенде о Зельде? Кроули знал и хотел именно этого.

poster
Дайджест головних новин
Безкоштовна email-розсилка лише відбірних матеріалів від редакторів NV
Розсилка відправляється з понеділка по п'ятницю

Подготовительные работы по написанию и тестированию приложения затянулись почти на год. В самом конце 2009-го, после первой крупной инвестиции со стороны фонда Union Square Ventures в размере $1,35 млн, сервис запустился.

Все зависит от вас. Перестаньте постоянно что-то придумывать и начинайте уже создавать - Деннис Кроули, сооснователь Foursquare

Поначалу пользователей было совсем немного. Но в феврале 2010 года, сразу после выхода из бета-версии, Foursquare начинает мощную раскрутку: под различными предлогами и под разные проекты заключаются партнерские соглашения с американскими медиагигантами Zagat, New York Times, HBO, Warner Brothers, The History Channel. Также заключаются контракты с ресторанами и магазинами на георекламу. Суть этой акции Кроули видел следующим образом: проходя мимо ресторана или магазина, с которым у Foursquare заключен договор, пользователь сети автоматически получает СМС с предложениями персональных скидок. Позже такая геореклама трансформировалась в привычный всем "бонус за чекин".

В июне 2010 года Кроули инициировал второй раунд инвестиций. На этот раз в перспективный геолокационный сервис решила вложиться группа крупных инвесткомпаний – Andreessen Horowitz, Union Square и O’Reilly AlphaTech. Общая сумма инвестиций составила $20 млн.

Первое, на что Кроули потратил эти деньги, - привлечение в компанию бывшего маркетолога Google Джона Стейнбэка. Ему поставили задачу – максимально раскрутить компанию. Стейнбэк доверие оправдал: вскоре с его помощью сервис стал привлекать около 200 тысяч новых пользователей каждые 10 дней.

“Не мечтайте о том, где бы вы хотели жить и какую команду хотели бы создать. Если вы будете вялыми на работе, вы ничего не добьетесь. И поэтому все зависит от вас. Перестаньте постоянно что-то придумывать и начинайте уже создавать”, - именно это советует Кроули всем начинающим предпринимателям, оглядываясь на опыт Foursquare.

По его мнению, секрет неимоверной популярности ресурса кроется в нескольких вещах, к которым он пришел методом проб и ошибок. Во-первых, от массы подобных сервисов Foursquare отличает сильная игровая составляющая: главная ее приманка – стать так называемым "хозяином места", "мэром". Во-вторых – возможность давать советы и задания к каждому из посещаемых мест с помощью сервиса. Пользователь может оставлять комментарии для всех остальных пользователей о ключевых особенностях места, которое он посетил.

В марте 2012 года Сельвадурай принимает решение оставить проект: оставить стартап его вынуждает желание заняться чем-то новым. "Вероятнее всего, я, вернусь к тому, что люблю больше всего – быть предпринимателем, учиться и создавать новое", - пишет Сельвадурай в своем блоге, оставшийся в составе совета директоров и качестве советника.

Кроули стоически отреагировал на уход партнера. И решил, что заручится еще более могущественным. Им стал Microsoft. В начале февраля 2014 года компания инвестировала в Foursquare $15 млн. и договорилась о стратегическом партнерстве. При этом за два месяца до сделки Кроули закрыл третий раунд инвестиций - $35 млн.

По прогнозу аналитической компании PrivCo, в нынешнем году геолокационный сервис Foursquare может быть продан – за сумму не ниже инвестированных в него $71 млн.

Сам Кроули в своих интервью не раз признавался: в его голове роится масса новых идей, не хуже этой.

Следующую статью в рамках совместного спецпроекта ТМ Балтика и сайта НВ ПРАВИЛА УСПЕШНЫХ ищите на nvua.net 18 июля.

А пока вы ждете, ищите уникальные практические рекомендации от успешных украинских бизнесменов в недавно стартовавшем проекте СВЯЗИ РЕШАЮТ: все лето на этой площадке реализовавшие себя предприниматели будут делиться с читателями личными историями успехов и поражений, проводить мастер-классы и на примере когда-то набитых ими шишек постараются помочь избежать “ошибок молодости” тем, кто делает в этом направлении лишь первые шаги.

Показати ще новини
Радіо NV
X