Amazon: как превратить книжный магазин в крупнейшего в мире интернет-ритейлера СПЕЦПРОЕКТ
В рубрике ПРАВИЛА УСПЕШНЫХ совместно с ТМ Балтика мы публикуем истории состоявшихся и амбициозных предпринимателей, сумевших конвертировать свои таланты и стремления в успешные бизнес-проекты. Эта рубрика станет копилкой идей, знаний и опыта, которые будут вас вдохновлять и подталкивать к новым начинаниям и вершинам.
Сегодня 50-летний Джефф Безос владеет состоянием под $19 млрд и входит в 30 богатейших людей планеты. После смерти главной американской IT-иконы, Стива Джобса, Безоса стали называть главной ролевой моделью корпоративной Америки.
Все дело в его детище – интернет-магазине Amazon. Сейчас это мировой лидер интернет-ритейла. Оборот компании в прошлом году составил $48 млрд., чистая прибыль - $631 млн. В рейтингах самых успешных компаний мира Amazon.com фигурирует в первой тройке. За последние пять лет акции Amazon выросли на 397%.
Путь Amazon начался всего 18 лет назад. Путь Безоса – гораздо раньше. В американском городке Альбукерке в 70-тые сложно было найти ребенка, который увлекался бы техникой до такой степени, как маленький Джефф Безос. После школы он бродил по дому с отверткой, ища, чтобы починить, а в своей комнате разобрал и собрал все, до чего сумел дотянуться. Он изобретал солнечную батарею из фольги и зонтика и дверной звонок из старого будильника. Вместе с дедом усовершенствовал ветряную мельницу, мини-комбайн и гусеничный трактор. Его родителям довольно рано стало ясно, что ребенка ждет будущее технаря.
И Безос их не разочаровал. После школы он поступил в Принстонский университет, на кафедру электронно-измерительных приборов и информатики физического факультета, который закончил с "красным дипломом". Он отказывается от работы в Intel, Bell Labs и Andersen Consulting и устраивается на молодое предприятие Fitel, разрабатывающее ПО для финансового рынка – для игры на разнице в стоимости одних и тех же активов в разных странах.
Через пару лет Безос попадает на работу в финкомпанию D.E.Shaw, где с головой погружается в тонкости виртуального денежного оборота. Он не только дослуживается до должности старшего вице-президента, но и приходит к пониманию: интернет дарит настолько перспективные новые возможности, что не воспользоваться ими – грех.
В 1994 году Безос окончательно утвердился в мысли о том, что он хочет открыть собственный интернет-магазин. Загвоздка была в одном - чем торговать? Что можно продавать без необходимости "пощупать"? Лекарства? Связываться с Минздравом – себе дороже. Автомобили? Компьютеры? Вечная головная боль с гарантийными обязательствами. Эти размышления не давали Безосу спокойно спать.
Идею подсказала жена – начинающая писательница: книги. Сотни тысяч наименований, минимум описания и, главное, – широчайший ассортимент, из которого невозможно что-нибудь да не выбрать. Какой книжный магазин может похвастать этим? Только электронный.
Всего спустя несколько дней на одном из крупных книжных форумов Безос заключает контракты с несколькими "бумажными акулами", убедив их в перспективности "виртуального книжного". Еще через пару дней – он пишет заявление об уходе из D.E.Shaw. И приходит к отцу за деньгами.

Мигель Безос - верит в сына безоговорочно. И отдает ему все свои сбережения - $300 тыс. По американским меркам это была совсем не большая сумма для создания такого бизнеса.
Несколько недель были потрачены в муках поиска названия. Ничего приличного придумать не удалось, и супруги остановились на романтическом Amazon – производном от реки Амазонки.
Первым офисом компании стал гараж, в который удалось "впихнуть" три рабочих стола. В обстановке строжайшей секретности началась работа над сайтом Amazon.
16 июля 1995 года Безос открыл сайт миру. К сентябрю – продажи магазина составили $20.000 в неделю.

Безос с самого начала был уверен: мало просто сделать хороший продукт – его нужно постоянно улучшать. Для Amazon этими улучшениями стали понятия one-click shopping (покупка одним кликом), customer reviews (отзывы клиентов) и e-mail order verification (подтверждение заказа по e-mail) – никто до Безоса не делал этого.
Всего через два года Amazon вышел на IPO. Успех был ошеломляющий - первоначальная цена акций почти утроилась в первые же дни. В мгновенье ока Безос стал миллиардером.
В конце 90-х Amazon удалось остаться на плаву после кризиса доткомов, хоть компания и потеряла при этом порядка $ 0,5 млрд. Чтобы выжить, ей пришлось превратиться из книжного магазина - в гигантский онлайн-гипермаркет. Кроме книг, в магазине стали продавать музыкальные диски, видео, цифровую технику, ПО, видеоигры. Сегодня в Amazon.com реализуется 34 категории товаров, включая мебель и продукты.
Эта диверсификация во многом стала предопределяющим фактором гигантского роста компании. Вторым таким фактором стал личный "пунктик" Безоса – "Клиент всегда прав". Безос первым привнес в интернет это правило. Каждый день он просматривает сотни электронных писем от клиентов, полагая, что самые гневные из них могут быть самыми полезными. Негативные отзывы вдохновляют Amazon на нововведения.

Иногда во время встреч Безос намеренно оставляет одно из кресел пустым, предлагая присутствующим включить воображение и представить, что там сидит их клиент -"главный человек в комнате". Даже коробки для отправки товаров Безос пытался сделать максимально прочными и привлекательными - чтобы клиенты могли использовать их повторно.
Принцип Безоса – Не спрашивай, что тебе может дать клиент, спроси себя, что ты можешь дать клиенту – стал образцом для подражания для многих сервисных компаний и интернет-магазинов. А сам он при жизни вошел в историю Всемирной паутины как отец теории клиентоориентированности.
Сегодня мальчик, все детство не выпускавший из рук отвертки, помимо такого гиганта, как Amazon, владеет аэрокосмической компанией Blue Origin и знаменитым издательским домом The Washington Post. В 1999 году журнал Time назвал его человеком года. С состоянием более $18 млрд Безос входит в число богатейших людей мира – притом, что в компании его зарплата с конца 90-тых заморожена на скромной отметке $82.000 в год.
Следующую статью в рамках совместного спецпроекта ТМ Балтика и сайта НВ ПРАВИЛА УСПЕШНЫХ ищите на nvua.net 12 июля.
А пока вы ждете, ищите уникальные практические рекомендации от успешных украинских бизнесменов в недавно стартовавшем проекте СВЯЗИ РЕШАЮТ: все лето на этой площадке реализовавшие себя предприниматели будут делиться с читателями личными историями успехов и поражений, проводить мастер-классы и на примере когда-то набитых ими шишек постараются помочь избежать “ошибок молодости” тем, кто делает в этом направлении лишь первые шаги.