Полтора месяца вместо двух лет: Как работает упрощенная процедура изменения целевого назначения земли

20 октября, 11:37

Покупка земли и дальнейшее изменение ее целевого назначения долгое время была одним из самых длительных и коррупциогенных этапов осуществления инвестиций в промышленность и энергетику.

Купив земельный участок сельскохозяйственного назначения для строительства завода или электростанции, инвестор тратил в лучшем случае год, а в среднем два-три года на изменение его целевого назначения, сталкиваясь при этом с самыми разнообразными проявлениями бюрократии и коррупции.

Реклама

Изменить это положение был призван законопроект моего авторства 9627 (закон 3563-IX), который был принят в начале 2024 года и заработал во второй половине того же года. Он предусматривал существенное упрощение процедуры изменения целевого назначения сельскохозяйственных земель на земли промышленности и энергетики.

Основанием для изменения целевого является мотивированное заключение органа градостроительства и архитектуры местного совета о возможности размещения на земельном участке заявленного объекта. Это заключение является основанием для обращения в Госгеокадастр для изменения целевого назначения. На все про все — полтора месяца.

Процедура достаточно проста, определена земельным кодексом, но сначала архитекторы с осторожностью на нее смотрели и откровенно опасались применять.

Впервые захотела ее применить, к моему удивлению, община — не частный владелец земли. Маленькая сельская община в Волынской области решила, что инвестор просто так не придет и надо его привлечь.

Нашли участок около 10 га с/х земли в коммунальной собственности, которая интересовала инвестора, и по решению общины инициировали изменение ее целевого назначения, чтобы сдать ее инвестору в аренду. Никто не понимал, что и как делать. Даже Дія на тот момент не была должным образом настроена. Но Елена Касянчук, поселковый голова Литовежской громады, решила, что ей и ее громаде это нужно.

Как часто бывает при запуске сложных инициатив, первый кейс сопровождали основным костяком коллектива разработчиков законопроекта: Людмила Шемелинец, в то время заместитель министра аграрной политики, Наталья Козловская, заместитель министра развития общин и территорий, Александр Гайду, председатель аграрного комитета, Сергей Биленко, советник аграрного комитета. А также председатель комитета энергетики Андрей Герус, который взял на себя роль «инвест-няни» для этой общины.

Привлекая инвестиции благодаря быстрым земельным процедурам, община отныне имеет новые поступления от аренды земли и НДФЛ в местный бюджет, небольшую электростанцию и лучшую ситуацию с энергообеспечением. Интересный дополнительный эффект — другие предприниматели стали рассматривать соседние территории для своих инвестпроектов.

Этот первый кейс дал сигнал другим предпринимателям, общинам и особенно архитекторам не бояться. Упрощенная процедура изменения целевого назначения земли заработала — уже без какого-либо толчка или помощи сверху.

По состоянию на третий квартал 2025 года по упрощенной процедуре была удовлетворена 171 заявка. Именно такое количество положительных заключений выдали местные архитекторы из 76 общин из 14 областей.

Больше всего положительных решений приняли в Киевской, Закарпатской, Ровенской, Житомирской и Кировоградской областях. Ни одного положительного решения пока не приняли в Сумской, Донецкой, Запорожской, Ивано-Франковской, Луганской, Одесской, Харьковской, Херсонской, Хмельницкой и Черкасской областях.

Решение об изменении целевого назначения земли по упрощенной процедуре приняты для строительства объектов производственно-складского хозяйства (75 участков), производство энергии из возобновляемых источников (42 участка), промышленного производства и индустриальных парков (26 участков), других объектов (28 участков).

Всего по упрощенной процедуре целевое назначение с с/х земель на земли промышленности и энергетики изменено для участков суммарной площадью 1 050 га. Из них:

  • 434 га — производство энергии из возобновляемых источников
  • 385 га — производственно-складское хозяйство
  • 121 га — промышленное производство и индустриальные парки
  • 110 га — другое

Напомню, что процедура работает для земельных участков за пределами населенных пунктов, где нет разработанной градостроительной документации. И для размещения перечня определенных законом объектов промышленности и энергетики:

  • Промышленные здания и склады
  • Трубопроводы, коммуникации и линии электропередач (кроме магистральных нефтепроводов и магистральных газопроводов)
  • Комплексные промышленные сооружения (кроме предприятий и сооружений предприятий по обогащению и переработке ядерных материалов; сооружений и печей для сжигания отходов; электростанций атомных)
  • Здания сельскохозяйственного назначения, лесоводства и рыбного хозяйства.

Смог пообщаться и с несколькими предпринимателями, которые воспользовались этой упрощенной процедурой. Говорят: каждый месяц экономии времени при запуске завода или электростанции экономит средства, позволяет быстрее начать производство товаров и электроэнергии, а главное — сохраняет веру в то, что в Украине стоит инвестировать даже в войну. Важный мотив двигаться дальше.

Инициатива упрощенного изменения целевого назначения земли является составляющей инвестиционной компоненты политики развития украинских производителей «Сделано в Украине».

Показать ещё новости