«Может навредить экспортерам». Бизнес выступил против тарифной идеи Укрзализныци

8 июля, 15:36
Бизнес выступает против введения дифференцированных коэффициентов к железнодорожным тарифам (Фото: Укрзализныця / Telegram)

Бизнес выступает против введения дифференцированных коэффициентов к железнодорожным тарифам (Фото: Укрзализныця / Telegram)

Европейская Бизнес Ассоциация обеспокоена намерениями АО Укрзализныця ввести дифференцированные повышающие коэффициенты для расчета тарифов на грузовые перевозки в направлении отдельных морских портов.

Как сообщили NV Бізнес в пресс-службе ЕБА, бизнес считает эту инициативу необоснованной и такой, которая может навредить украинским экспортерам и экономике в целом.

Реклама

По мнению компаний-членов Комитета по логистике Ассоциации, реализация такой инициативы противоречит принципам равного доступа к инфраструктуре и создает риски несоблюдения антимонопольного законодательства.

Установление различных тарифов для перевозок в направлении отдельных портов фактически будет означать вмешательство в формирование себестоимости перевозок, что не согласуется с действующим законодательством.

Во-первых, Закон Украины «О естественных монополиях» предусматривает, что при установлении тарифов должны учитываться экономически обоснованные расходы, амортизация, налоги, стоимость активов, доходность, расстояние до потребителя, качество товара и государственная поддержка. То есть, тарифы должны формироваться по прозрачным и объективным критериям, а не только на основе направления перевозки.

Во-вторых, согласно Уставу железных дорог Украины, потребителями услуг по перевозке грузов являются грузоотправители, а не морские порты. Поэтому тарифная политика должна базироваться на принципах равного доступа для всех грузоотправителей, а не на попытках административно «выравнивать» условия между портами.

К тому же действующий Сборник тарифов на грузовые перевозки уже предусматривает различные тарифные ставки в зависимости от расстояния перевозок. Таким образом, удаленность потребителей уже учитывается при расчете тарифов.

Также бизнес считает, что реализация инициативы может замедлить евроинтеграцию транспортной отрасли. В рамках евроинтеграционных процессов Украина обязалась согласовать транспортную политику с нормами Европейского Союза. В соответствии с Директивой 2012/34/ЕС о едином железнодорожном пространстве ЕС, тарифы должны быть прозрачными, экономически обоснованными и недискриминационными. В этом контексте выборочное повышение без достаточных оснований и консультаций с рынком является отклонением от этих принципов.

В ЕБА также отмечают, что инициатива снизит конкурентоспособность украинского экспорта, особенно аграрной продукции.

В условиях войны экспортные компании ключевых секторов экономики уже сталкиваются с высокими затратами на логистику. В такой ситуации повышение тарифов на перевозки до наиболее загруженных морских портов может еще больше «ударить» по экспорту и привести к.:

  • росту себестоимости украинской продукции на внешних рынках,
  • снижению конкурентоспособности Украины как экспортера,
  • сокращению валютных поступлений,
  • падению прибыльности различных отраслей экономики и уменьшению налоговых поступлений.

В долгосрочной перспективе это может привести к переориентации грузов на автомобильный транспорт и, соответственно, снижению грузооборота и доходов самого перевозчика.

Такие инициативы вызывают беспокойство, учитывая уже принятые решения по формированию тарифных расстояний до Одесского и Черноморского портов. Сейчас поезда направляют по более длинному маршруту, что уже увеличило стоимость железнодорожных перевозок и повысило конечную цену экспортной продукции.

Эксперты Ассоциации отмечают, что поддержка речных или менее загруженных портов должна происходить через целевые субсидии, инвестиции или развитие инфраструктуры — а не путем повышения тарифов для экспортеров.

Бизнес не поддерживает никаких форм регулирования тарифов, которые противоречат принципам экономической конкуренции. Ассоциация настаивает на сохранении тарифов прозрачными, справедливыми, экономически обоснованными и соответствующими реальным затратам. К тому же бизнес-сообщество призывает к сохранению государственного контроля за формированием тарифов во избежание конфликта интересов.

Европейская Бизнес Ассоциация надеется на внедрение прозрачной и предсказуемой тарифной политики, которая будет отвечать интересам государства и способствовать устойчивому развитию железнодорожного транспорта.

Как сообщалось, Укрзализныця в мае пополнила подвижной состав шестью новыми плацкартными вагонами, произведенными Крюковским вагоностроительным заводом.

Показать ещё новости