Скоростной ток

ДТЭК инвестировал 15,5 млн грн в 10 скоростных зарядных станций STRUM в Киеве (Фото:Фото: НВ)
В Украине об электромобилях принято говорить только как о более экологичном и экономичном виде транспорта.
В мире же их
рассматривают еще и как часть энергетики будущего: батареи на колесах станут
важной составляющей децентрализованной энергосистемы. Автомобильные
аккумуляторы будут использоваться для хранения электроэнергии, а владельцы авто
смогут потреблять или выдавать ток в сеть по выгодным ценам, таким образом
помогая сбалансировать энергосистему, сделав ее более устойчивой и независимой.
Александр Онищенко
— Александр,
что нужно для того, чтобы мировой тренд пришел в Украину?
— Украинский рынок
электромобилей должен развиваться. А сегодняшнюю ситуацию можно
охарактеризовать как замкнутый круг: украинцы не пересаживаются
на электромобили, потому что нет инфраструктуры; инфраструктуры нет,
потому что рынок не развит настолько, чтобы инвестиции в нее
окупались.
Чтобы Украина
могла двигаться дальше, необходим импульс. Уже вступил в силу закон,
до 2022 года освобождающий от уплаты НДС при импорте
электромобилей в Украину, — барьер цены снижен. Следующий шаг
за инвесторами. Мы понимаем, что наличие инфраструктуры все же
первично: когда украинцы будут уверены, что батарею можно зарядить
в любой точке страны, они начнут делать выбор в пользу
электромобилей.
В прошлом
году ДТЭК вышел на рынок операторов зарядных станций, установив
в Киеве 10 скоростных зарядок последнего поколения от европейского
производителя АВВ. Локации выбирались таким образом, чтобы автомобиль
с запасом хода в 5 км мог добраться до ближайшей зарядки STRUM.
Сумма инвестиций составила 15,5 млн грн. В этом году мы откроем одесское,
львовское и днепровское направления, поставив на каждой трассе
от трех до пяти станций.
Кроме инвестиций
в инфраструктуру мы вкладываем ресурсы и в продвижение
электромобильности — показываем, что эти возможности не где‑то в будущем, а уже здесь, в Украине.
— То есть
ваша стратегия работы на этом рынке — в установке скоростных
станций последнего поколения?
— Чтобы
электромобили в Украине набирали популярность, скорость зарядки должна
быть высокой. Это однозначно. Медленная заправка — еще одна причина,
почему электромобили не так удобны, как авто с ДВС. Hyundai
Ioniq на станциях STRUM можно заправить с нуля до 80% всего
за 20 минут.

И да, мы
инвестируем в оборудование последнего поколения. В Европе много
примеров, когда станции предыдущих поколений устаревали, не успев окупить
вложения. Но дело даже не в европейских кейсах; мы хотим
предоставлять нашим клиентам услугу высочайшего качества. Выбор в пользу
электромобильности не должен быть вопреки. Это — удобная,
современная, экологичная и экономичная технология. Большой гаджет
на колесах, по сути. Пользование им должно приносить водителю
удовольствие.

Когда мы выбирали
производителя и модель зарядных станций, то ключевым критерием было чтобы на
этом оборудовании могли заряжаться все электрокары, существующие в Украине.
Что касается
программного обеспечения, то для STRUM мы приобрели австрийский софт. Его
используют операторы во многих странах Европы, соответственно, он оттестирован
годами эксплуатации и работает без сбоев. Ошибки после зарядных сессий
исключены.
Уделили внимание
и ценообразованию — оно максимально прозрачное: клиент платит не за время, а за
киловатт-часы. И только за те, что реально вошли в электромобиль. Это исключает
влияние фактора изношенности батареи на общую стоимость зарядной сессии.

— А вы делаете
выбор в пользу электромобилей?
— У ДТЭК
сейчас самый крупный корпоративный электропарк в Украине — 24
автомобиля. Сегодня практически все поездки по Киеву обеспечиваются
электротягой. Наше февральское пополнение — 11 электромобилей в ДТЭК
Киевские электросети. Это фургоны Renault Kangoo Z. E.
и хэтчбеки Renault ZОЕ. Важно отметить, что это специально
оборудованные автомобили для работы выездных бригад. И дальше —
больше: впереди пилот с электроавтобусами.
Этот выбор крайне
прагматичен, потому что экономия расходов на топливо составляет 85%.

Как эффективный
бизнес, мы ставим перед собой цели и последовательно идем
к их достижению.
Цель,
на которую мы работаем в этом году, — чтобы поездки
на электромобиле из Киева в Одессу, Львов и Днепр были
всего с двумя остановками на кофе.