Сила тока. Почему украинцы не спешат пересаживаться в электрокары и что тормозит рост рынка зеленых авто

8 октября 2019, 08:30

Всего за год продажи электромобилей в Украине удвоились. Но всеобщая электрификация стране не светит: в ближайшем будущем сюда хлынет поток дешевых подержанных бензиновых и дизельных машин из Европы

В середине лета украинская певица Ирина Билык похвасталась в соцсетях подарком: на 30‑летие творческой деятельности некий друг презентовал ей электромобиль Tesla Model 3. Эта марка в Украине официально не продается, но подобную модель можно заказать, потратив от 1,3 млн грн.

Видео дня

Теперь Билык в автомобильном плане столь же инновационна, как и лидер группы ВВ Олег Скрипка, — тот несколько месяцев назад приобрел электрический кроссовер Jaguar I-Pace. В Украине у официальных дилеров такой автомобиль стоит от 1,9 млн грн. А совсем недавно, в середине сентября, на точно такой же Jaguar польстился и поп-певец Monatik. В прошлом году три е-машины приобрел Нацбанк и пять — Кабмин.

Не только представители музыкальной сцены и госструктуры, но и украинцы в целом все чаще становятся владельцами машин, зависящих не от ископаемого топлива, а от тока. По итогам прошлого года соотечественники купили 5,3 тыс. электрокаров — это вдвое больше, чем в 2017‑м.

А только лишь за январь — август 2019‑го национальный автопарк пополнился 4,8 тыс. автомобилей на электротяге. Относительный прирост в сегменте легковых машин «под напряжением» составил 47%, а продажи коммерческих автомобилей за полугодие удвоились.

В целом в Украине зарегистрировано уже почти 30 тыс. электрокаров. Причем новых и дорогих машин, как у Билык или Скрипки, среди них совсем немного. А если говорить о «много», то это — о Nissan Leaf.

В общей структуре продаж е-машин за восемь месяцев 2019‑го эти японские хэтчбеки отхватили почти 50%. При этом разместившиеся далее в топе продаж Tesla Model 3, BMW i3 и FIAT 500е имеют значительно меньшие доли — 8%, 5% и 4,3% соответственно.

Почему Leaf впереди всех, да еще и с большим отрывом? Он дешев: на рынке модель можно приобрести за 360 тыс. грн. И это не уникальная маркетинговая политика Nissan — Leaf официально в Украине не продается. Подавляющее большинство колесящих по стране е-каров японского бренда — бывшие в употреблении машины с американского или европейского рынков.

Конкуренты, как с пробегом, так и новые, заметно дороже. Словосочетание «новая машина» — вообще не про этот сегмент рынка: среди легковых электромобилей лишь один из десяти был новым на момент продажи, а среди коммерческих доля машин с нулем на спидометре — 5%. По данным маркетинговой компании IRS Group, средний возраст купленных украинцами электрокаров составляет четыре года.

А все потому, что новые электромобили проигрывают ценовую войну не только поездившим Leaf, но и прямым конкурентам, имеющим под капотом привычный двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Так, новый электрический хэтчбек гольф-класса Hyundai Ioniq стоит от 770 тыс. грн, а с пробегом — от 550 тыс. грн. При этом сопоставимый с ним по размерам Hyundai Accent из салона продается минимум за 354,5 тыс. грн. Такая же история и с е-фургончиком Renault Kangoo Z. E.: в салоне он стоит от 704,7 тыс. грн, а однотипный с ним Renault Dokker c ДВС — от 258,9 тыс. грн.

Схожая разница цен и на вторичном рынке. Потому‑то Украина и остается страной, ориентированной на традиционное топливо: среди всех купленных в прошлом году новых машин е-автомобили составили долю в 0,8%, а среди бывших в употреблении — 3,4%.

Так что, хоть их продажи и растут, электрокары по‑прежнему могут себе позволить немногие. И эти немногие, если судить по географии продаж, в основном сосредоточены в Киеве и столичной области: на этот регион приходится половина всех сделок по приобретению подобных четырехколесных аппаратов. Еще четверть проживает в Одесской области. Такие данные приводит Александр Кравцов, сооснователь компании Electrocars, торгующей подержанными машинами с электрическим приводом. Оставшиеся 25% распределяются по всей остальной стране.

ДРУГІ РУКИ: За словами Олександра Митника з Renault, на європейському ринку дедалі більше старих електрокарів і вони потрапляють на ринок України (Фото: НВ)
ДРУГІ РУКИ: За словами Олександра Митника з Renault, на європейському ринку дедалі більше старих електрокарів і вони потрапляють на ринок України / Фото: НВ

Купить дешевле

Ц ена — определяющий фактор для автомобилей с электромотором. Ощутимый интерес к ним у украинцев проснулся лишь тогда, когда стоимость подобных машин стала снижаться. Происходило это в несколько этапов. В 2015‑м правительство отменило ввозную пошлину на импорт электрокаров, составлявшую 8% от прайса машины. Через три года вступило в силу еще одно послабление: убрали НДС и акциз на ввоз электрокаров. В итоге теперь импорт подобной техники вообще не облагается налогами.

Логично, что тот же Nissan Leaf с пробегом подешевел на треть и его цена стала сопоставима со стоимостью некоторых новых малолитражек. И если два года назад на электрокары приходилась каждая десятая новая регистрация личного транспортного средства в стране, то нынче, по словам Кравцова, — уже каждая пятая.

Да и европейский рынок за 10 лет активных электропродаж достаточно насытился машинами без ДВС под капотом, говорит Александр Мытник, менеджер по продажам электрических и коммерческих автомобилей Renault Украина. Подержанных е-машин в Европе становится все больше, и они все чаще попадают в руки украинцев.

Украинцы, несмотря на дороговизну, любят в электрокарах понты, — Александр Кравцов, сооснователь компании Electrocars

А вот цена новых электромобилей, которые заметно дороже обычных, продолжает отпугивать соотечественников: машины на электротяге с нулем на одометре стоят примерно на треть дороже, чем аналогичные автомобили с ДВС. Поэтому официальные дилеры не спешат выводить на местный рынок электромодели, хотя у многих мировых брендов их в линейке хватает.

Renault Украина, например, рискнула, но ничего особо не выиграла: с начала 2018‑го компания продала на местном рынке чуть более трех десятков новых электокаров: 27 Renault ZOE и столько же Renault Kangoo Z. Е.

Показательна история Nissan: его Leaf считается в Украине фаворитом продаж, но официально в страну модель не везут. «Рынок новых электромобилей еще в зародыше», — разводит руками Владимир Иванов, руководитель PR-отдела Nissan Motors Украина. Мол, инвестиции в старт продаж нового автомобиля могут не окупиться. А вкладывать в вывод на рынок новой модели дилерам приходится немало: например, приобретать новое оборудование для станций обслуживания, обучать специалистов.

Иванов рассказывает, что сейчас украинское представительство ведет переговоры с руководством в Европе о формировании специального прайса для украинского рынка — более демократичного. Но для этого нужно, чтобы цена нового Nissan Leaf была ниже, чем в ЕС, где модель стоит от 32 тыс. евро.

Схожий путь проходят все официальные представительства, которые решились продавать на берегах Днепра электропродукцию своих брендов. К примеру, с 1 октября в стране стартуют продажи электрического Audi e-tron. Прайсовая цена этой мировой новинки в Украине составит от 65 тыс. евро, тогда как в ЕС эта модель с четырьмя кольцами на решетке стоит от 79,9 тыс. евро.

НВ
Фото: НВ

Зеленое в моде

К иевский айтишник Иван Овчарик год назад купил электрокар. «Я искал машину для своей семьи и хотел что‑то современное», — рассказывает он. В итоге приобрел Leaf с пробегом. И восхищен комфортом, плавностью и бесшумностью машины. А еще для Овчарика важна экологичность. «Мне в кайф, что не нужно заезжать на АЗС и заправляться, используя нефть, — говорит он. — Также я не дымлю в заторах».

Электрокары еще и недороги в ежедневной эксплуатации. В среднем у е-машины на 100 км уходит 15 кВт электроэнергии. При ее стоимости 1,6 грн / кВт прохождение этой дистанции обойдется владельцу примерно в 25 грн. А вот собственник самого продаваемого в Украине нового «традиционного» автомобиля — кроссовера Renault Duster — c объемом двигателя 1,5−2 л, расходующего 5,3−8,7 л на 100 км, на ту же дистанцию потратит 143−234 грн.

Но не только экология и экономия приводят украинцев в ряды поклонников машин «под высоким напряжением», говорит Александр Онищенко, директор по развитию компании D. Solutions (принадлежит ДТЭК), развивающей проект скоростных зарядок STRUM. По его словам, есть еще один стимул — мода.

«Украинцы, несмотря на дороговизну, любят в электрокарах понты», — поясняет Кравцов. И с улыбкой добавляет, что в Киеве дорогие Tesla можно увидеть чаще, чем в куда более благополучной в экономическом плане Варшаве.

НВ
Фото: НВ

Заправко-квест

В начале сентября украинская писательница Катерина Бабкина участвовала в тест-драйве нового электромобиля. Отправившись на пикник в Киевскую область, она чуть было не осталась с разряженной машиной посреди поля. Оказалось, что нужных заправок, указанных на карте, нет или они не имеют необходимого оборудования. А всякие придорожные кафе или АЗС совсем не желают давать доступ к своей бытовой сети для заправки е-кара.

«Инфраструктура скоростных станций зарядки, а именно они нужны для перемещения на расстояния больше 350 км, в стране недостаточна», — уверен Владислав Колодяжный, топ-менеджер из Киева, который несколько недель назад съездил на своей Tesla Model X в Одессу. «И любой форс-мажор, а он с вероятностью 90% наступит, рушит ваши планы», — резюмирует он.

«Инфраструктура сосредоточена в основном в городах», — разводит руками Кравцов из Electrocars. Одна из причин — в особенностях распределения спроса на услугу: он есть лишь в крупнейших населенных пунктах, поясняет Назар Шимоне-Давида, основатель сервиса е-зарядок Гоу-ту Ю. Причем, по его словам, даже в мегаполисах востребованность специальных станций невелика: 95% владельцев электрокаров заряжают их дома или на работе.

Мне в кайф, что не нужно заправляться, используя нефть, — Иван Овчарик, владелец автомобиля Nissan Leaf

Онищенко из D. Solutions знает об этом из опыта управления сетью 23 скоростных зарядок. Даже в Киеве, жители которого покупают большую часть электромобилей в стране, загрузка такого оборудования составляет 2−10% в сутки. На национальных трассах этот показатель аналогичен — около 5%. «Мы подсчитали, что с загрузкой в 15% в сутки окупим оборудование в течении 6−7 лет, — говорит Онищенко. — Сейчас это недостижимо».

Тем не менее сетей в стране становится все больше. Крупнейшим оператором в стране в этом деле являются компании ElectroUА и AutoEnterprise — в их общей сети около 3 тыс. зарядных станций.

«Главные [наши] потребители — это службы такси», — говорит Владимир Тарасов, координатор группы компаний ElectroUA.

Оснащают свои АЗС электроустройствами и традиционные заправщики. Так, компания ОККО до конца 2020 года планирует укомплектовать 300 своих заправок скоростными зарядками. «Речь идет и об обычных трехфазных зарядках мощностью от 22 кВт, и о скоростных фаст-чарджерах, которые за 20 минут способны зарядить на 80% батареи Nissan Leaf», — пояснили в пресс-службе ОККО. Прямой конкурент этой компании — сеть WOG — также планирует оснастить 300 своих АЗС электрозарядными устройствами.

В ближайшее время процесс развития электрических зарядных сетей должен ускориться. С 1 июля в силу вступили изменения к государственным строительным нормам, согласно которым все новые, а так­же реконструируемые стоянки для автомобилей должны быть оборудованы пятью местами для электрокаров с возможностью зарядки.

КЛІЄНТ №1: Служби таксі, як стверджує Володимир Тарасов із ElectroUA, — головні користувачі електрозарядними станціями (Фото: НВ)
КЛІЄНТ №1: Служби таксі, як стверджує Володимир Тарасов із ElectroUA, — головні користувачі електрозарядними станціями / Фото: НВ

Без ускорения

По мнению Кравцова из Electrocars, отечественный рынок электрокаров вскоре замедлит свой рост, поскольку уже имеющиеся позитивные факторы перестанут придавать ему дополнительное ускорение. Хотя бурный всплеск возможен. Но только если в стране введут новые льготы: бесплатные парковки для электрокаров или разрешение двигаться по полосе общественного транспорта.

Впрочем, повлиять на рынок могут мировые автоконцерны, которые работают над удешевлением производства самой дорогой части электромобиля — батареи. За последние 10 лет стоимость ее производства сократилась более чем в сотню раз: по словам Мытника из Renault, раньше производство 1 кВт электробатареи стоило $ 170, сейчас — $ 1.

Если на конвейеры встанут электрокары, цена которых будет сопоставима с машинами с ДВС, украинцы с удовольствием перейдут на более экологичный транспорт. Но с большой долей вероятности с Запада в страну придут не дешевые е-кары, а проблемы для отечественной электрификации. Ведь к концу следующего десятилетия в ЕС запретят продажу машин, чьи моторы работают на ископаемом топливе. В итоге вал дешевых и не нужных европейцам бэушных дизельных и бензиновых автомобилей обрушится на страны-соседи, не имеющие подобных ограничений. То есть и на Украину. Отложив тем самым еще на несколько лет новый бум е-машин в стране.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X