Украинский производитель радиостанций, устойчивых к РЭБ, поставляет продукцию Воздушным силам США. Как это ему удалось?
Миша Рудоминский, генеральный директор Promin Aerospace и соучредитель Himera (Фото: Himera)
Украинские Defence tech компании за время полномасштабной войны разработали сотни технологий, имеющих экспортный потенциал. Как его реализовать и выйти на желанный американский рынок? Кейс компании Himera
В марте украинский стартап, который специализируется на радиостанциях, устойчивых к РЭБ, заключил соглашение о поставке своей системы связи Воздушным силам США. И это не первый заокеанский контракт производителя. В прошлом году, в апреле стартап подписал соглашение с американской Reticulate Micro, которая специализируется на надежной связи. С февраля этого года компания начала сотрудничество с канадской компанией Quantropi. Это позволяет внедрить передовое шифрование на устройства Himera, что открывает новые горизонты для выхода на оборонные рынки Северной Америки.
Экспорт продукции двойного или военного назначения — один из самых актуальных вызовов для производителей. Предприятия, чьи объемы выпуска превышают потребности Украины, давно хотят продавать свою продукцию за рубеж. Открытие контролируемого экспорта оружия в дружественные государства — основная тема для разговоров во всех объединениях производителей.
По результатам опроса Технологических сил Украины, из-за закрытого экспорта 85% компаний уже рассмотрели возможность переезда за границу. О том, почему экспорт необходим и как это поможет оборонно-промышленному комплексу, рассказывала в интервью NV Бизнес директор объединения ТСУ Екатерина Михалко.
«Если удастся изменить регулирование, после окончания войны мы будем иметь сильный оборонно-промышленный комплекс. Мы сможем сами обеспечивать весомый процент потребностей наших военных внутри Украины. И станем мировым лидером в экспорте высокотехнологичного оружия», — отметила она.
Каким образом предприниматели сейчас экспортируют продукцию? NV Бизнес расспросил соучредителя Himera Мишу Рудоминского о том, как найти партнеров на конкурентном рынке стран НАТО.
По нашу сторону границы
Точный алгоритм, как обойти запрет на экспорт оборонной техники, в Himera не раскрывают. Рудоминский отметил, что формально их система связи является коммерческим продуктом и не прописана в законодательстве как «технология двойного назначения». Поэтому эту продукцию не запрещено экспортировать.
"Могу посоветовать только сесть и копаться в законах, конвенциях
За забором
Для выхода на американский рынок Himera нашел локального партнера. Этот этап, по словам Рудоминского, является очень успешным. Очень полезны конференции, ивенты, выставки
Рудоминский рассказывает, что просто найти представителя компании, то есть соотечественника, который давно живет в США — неправильный путь. Надо искать человека, который хорошо знает этот рынок. Например, офис по развитию бизнеса в США Himera представляет экс-связист, который прослужил 12−14 лет в американской армии и много лет работал в компании-конкуренте.
При поиске партнера важно разнопланово исследовать рынок, познакомиться с большим количеством игроков на нем и не соглашаться на первое попавшееся предложение. Бывают ситуации, когда украинские компании обесценивают себя и свой продукт из-за малого размера.
"В Украине есть компания, производящая топовые продукты. И они не должны только дать заработать на себе, но и заработать самим. Строить нормальное равноправное сотрудничество, а не так, как предлагают некоторые американские компании: «у нас здесь есть деньги, поэтому вы будете делать, как мы хотим». Нельзя формировать восприятие украинской обороны как такой, которую можно купить по дешевке", — убеждает предприниматель.
Среди особенностей заокеанского рынка — заинтересованность местных партнеров в локализации производства, потому что они хотят "иметь влияние на то, что технология будет доступной и в сложные времена". Американцы также хотят, чтобы в изделии было как можно меньшее количество китайских компонентов.
Но это важный рынок. Продавать продукцию в Америке стартапу удается значительно дороже. В Украине системы компании стоят сотни долларов за единицу, а за океаном — тысячи долларов.