Деньги шейхов не помогли. Кремль похоронил идею проложить короткий маршрут в Азию в обход Европы

25 октября 2024, 11:25

Российские власти строили грандиозные планы по расширению эксплуатации Северного морского пути (СМП), однако реализовать их не получится так как из необходимых к концу десятилетия 70 судов ледового класса удастся построить менее четверти.

Такое заявление сделал заместитель председателя правительства агрессора, полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, на стратегической сессии по вопросам развития Арктической зоны России Юрий Трутнев, сообщает The Moscow Times.

Реклама

«При дефиците грузового флота ледового класса не менее 70 судов мощность российских верфей позволяет построить до 2030 года только 16», — говорится в выступлении Трутнева.

Хотя, по словам Трутнева, «интерес ряда стран к СМП, их желание получить возможность беспрепятственных перевозок вдоль трассы… становятся все более ярко выраженными», высокая стоимость кредитов, необходимость привлекать значительные ресурсы Росатома для финансирования строительства новых ледоколов «делают тарифы на ледокольное сопровождение неконкурентоспособными».

СМП предлагает гораздо более короткий маршрут в Азию, чем в обход Европы и через Суэцкий канал (не говоря уже о рейсах вокруг Африки, которыми многие транспортные суда вынуждены ходить в этом году из-за обстрелов, которые йеменские хуситы устраивают в Красном море).

Но западные санкции, введенные в ответ на развязанную Владимиром Путиным войну в Украине, замедлили освоение арктических месторождений, лишили Россию возможности заказывать и приобретать зарубежные суда и подорвали производство собственных. «Дальнейший рост поставок по Северному морскому пути зависит как от наличия танкеров ледового класса, так и от прогресса в реализации арктических проектов», — сказал Bloomberg Виктор Курилов, старший аналитик по нефтяным рынкам Rystad Energy.

По оценке консалтинговой компании «Яков и партнеры» (до войны — российское подразделение McKinsey), сейчас у России около 100 судов ледового класса, способных перевозить арктические грузы. Но лишь 27 из них, включая 15 СПГ- и семь нефтяных танкеров, а также пять контейнеровозов, относятся к классу Arc6 или Arc7, который позволяет осуществлять круглогодичную навигацию.

Ранее сообщалось, что проект Роснефти Восток-ойл практически не реализуется. Также сообщалось о том, что на попавшем под санкции Арктик СПГ 2 Новатэка решили пока не строить третью производственную линию, перенеся срок ее ввода в эксплуатацию с 2026 на 2028 гг. Вторую линию доставили к будущему месту работы в августе 2024 г. Новатэк с начала 2024 года не может, как планировал, начать экспорт с Арктик СПГ 2.

Росатом в 2018 году получил функции оператора по развитию инфраструктуры Северного морского пути, в том числе атомного ледокольного флота.

В январе 2024 года российская госкорпорация Росатом и арабский портовый оператор DP World увеличили уставный капитал ООО Международная контейнерная логистика, совместного предприятия для развития транзитных контейнерных перевозок по Северному морскому пути. Уставный капитал МКЛ вырос с 960 млн рублей до 2 653 061 000 рублей.

Показать ещё новости