Мобильный провайдер новых идей

Изменения начались три года назад, с приходом Святослава Горбаня. Директор по маркетингу Киевстар запустил ребрендинг и озвучил новые ценности: просто, инновационно, лучше. С тех пор изменения продолжаются, и компания постоянно удивляет своих абонентов. Например, в апреле появились новые тарифы, в которые включены бесплатный доступ к соцсетям, онлайн-видео и музыка. Кроме этого, Киевстар запустил чат-бота Зоряну, которая пообщалась уже с более чем 100 тысячами абонентов, начал работать с одним из стартапов телеком-акселератора и в сотрудничестве с Virbox запустил виртуальные путешествия «Украина 360».
О том, зачем телеком-оператор инвестирует в инновации и как это отражается на результатах его работы, Святослав Горбань рассказал в интервью НВ.
– Каким был этот год для компании Киевстар?
Год был тяжелым для всей компании, но зато очень успешным. Мы увеличили покрытие 3G: у нас уже более 5 тыс. подключенных пунктов – больше, чем у остальных операторов. И, что самое приятное, абоненты этим пользуются: в третьем квартале потребление дата-трафика выросло на 131%, а объем 3G-трафика в нашей сети достиг 9111 ТБ. Это большие цифры, но они мало что говорят абонентам. Вот вы же не знаете, сколько мегабайтов тратите в день на почту или социальные сети, правда?
– Честно говоря, нет.
Именно поэтому мы говорим не о гигабайтах, а просто предлагаем абонентам нетарифицируемый трафик на соцсети, мессенджеры, видео- и музыкальные сервисы. Намного проще один раз оплатить доступ к большому количеству нужных услуг – и больше ни о чем не думать. Мы предлагаем клиентам не минуты или мегабайты, а связь для общения, работы и развлечений – то, что на самом деле ценно. И такая стратегия работает: наши новые онлайн-тарифы, которые мы запустили в апреле, выбрали более 5 млн абонентов.
Телеком не может существовать без инновацийКиевстар продолжает поддерживать развитие новых технологий в Украине: за 9 месяцев 2016 года наши инвестиции составили более 1,8 млрд грн. Мы перевыполнили план по модернизации сети. Теперь у нас стоит самое новое оборудование, и мы готовы не только к 3G, но и к запуску 4G. Так что, год действительно был удачным.
Несмотря на сложную макроэкономическую ситуацию в Украине, бизнес Киевстар демонстрирует устойчивые финансовые результаты. Мы уже давно по всем ключевым показателям обогнали наших коллег на локальном телеком-рынке, и для нас уже более важно сравнивать себя с эффективностью европейских и других операторов в мире. Так, Киевстар – лидер Европейского телеком-рынка с маржой EBITDA 55%. По данным GSMА, у Киевстар самый низкий отток абонентов во всем мире среди операторов предоплаченной связи. И мы сохраняем лидерство по NPS (индекс лояльности клиентов) на телеком-рынке Украины.
– По результатам третьего квартала, у Киевстар очень хорошие финансовые показатели. Что стало драйвером развития компании?
Украинцы очень активно осваивают 3G и смартфоны. Только в нашей сети количество пользователей «умных» телефонов составляет около 35%, а мобильного интернета используют даже больше, чем европейцы. В Португалии, например, потребление составляет 1,4 ГБ на одного пользователя, а у нас – уже почти 2 ГБ. И это несмотря на то, что мы чуть ли не последняя страна в мире, где запустили мобильный интернет третьего поколения.

3G положительно влияет на наши финансовые показатели. Мобильный интернет – это же не только веб-серфинг или общение в соцсетях, это еще и образование, e-commerce, навигация в пути, решение рабочих вопросов. И все это мы постарались учесть при запуске новых тарифов.
Еще один проект, помимо наших онлайн-тарифов, который способствовал росту, – роуминг. Мы сделали его доступным каждому, и люди это оценили. Теперь, находясь за границей, можно спокойно разговаривать по телефону, можно пользоваться интернетом по адекватным ценам. Это круто − не чувствовать себя ограниченным в таких привычных вещах как связь, когда ты не в Украине.
А еще, 3G сделал возможным использование принципиально новых технологий в рекламе – той же виртуальной реальности (VR). Еще пару лет было совершенно непонятно, как можно применить VR, а в 2016-м мы уже активно интегрировали ее в нашу коммуникацию. Совсем недавно запустили акцию «Украина 360», и теперь каждый может посмотреть на красоту нашей страны с высоты птичьего полета. И это тоже новый драйвер.
– Почему вдруг вы заинтересовались виртуальной реальностью? Как это связано с мобильной связью?
В телекоммуникациях сейчас есть два глобальных тренда. Первый − это Big Data: когда есть огромный массив информации об абонентах, который можно использовать с пользой для самих клиентов. Второй − это виртуальная реальность. За виртуальной реальностью будущее. Мы живем в новую эру – эру контента, который очень быстро меняется. Людям уже недостаточно смотреть фильмы в HD-качестве, они ждут чего-то большего. Например, виртуальной реальности.
Разработкой контента в новом формате сейчас занялись многие IT-корпорации, включая Microsoft и Facebook. И мы просто не могли остаться в стороне, ведь мы – инновационная компания. Сейчас сотрудничаем с компанией Virbox, одним из выпускников телеком-акселератора VDNG-TECh, который поддерживал Киевстар. Очень прогрессивные ребята, они сделали приложение для виртуальных путешествий по Украине − вроде телепорта с возможностью «переместиться» в другое место. Для нас это, скорее, имиджевый проект − чтобы познакомить людей с инновациями.
– Киевстар сегодня известен своей поддержкой различных инновационных проектов. Когда вы запустили это направление, что послужило стимулом и для чего вы это делаете?
Два года назад мы обновили наш бренд, сделав инновационность одним из атрибутов и ценностей компании. Мы стали более активно запускать новшества как внутри компании, так и вне. Если говорить о внутренних инновациях, то мы полностью перешли на новый тип общения – через Workplace, внедряем проект Digital Stack, в рамках которого заменим 20% ИТ-систем, много новых проектов, направленных на повышение эффективности нашей работы. Внешних инноваций больше – это и Зоряна, и «Мой Киевстар-2», и поддержка стартапов в рамках телеком-акселератора.
Мы не хотим быть просто «трубой» для интернета. Телеком не может существовать без инноваций. Именно поэтому работаем с ОТТ-сервисами, развиваем Big Data, помогаем талантливым студентам и молодым предпринимателям. Это крайне важно: ведь только вместе мы можем построить по-настоящему инновационную Украину.
– В конце прошлого года Киевстар открыл интернет-магазин. Зачем это компании и насколько успешен проект?
Мы находимся в процессе цифровой трансформации и становимся сервис-провайдером. Что это означает для клиентов? Они смогут получать все из одних рук: от мобильного телефона и аксессуаров к нему до Домашнего ТВ.
Мы знаем, что наши пользователи любят совершать покупки онлайн. Поэтому решили реализовать для них такую возможность, открыли онлайн-магазин. Мы хотим, чтобы у каждого был современный девайс для пользования услугами от «Киевстар». И мы готовы делать выгодные предложения, которые позволят клиенту получать больше. Нашим пользователям это нравится: в среднем в месяц количество заказов растет на 35%. В интернет-магазине «Киевстар» представлено около 600 наименований более чем 35 брендов: Samsung, Lenovo, Huawei, Apple, HTC, LG и другие. В 2017 году планируем расширить ассортимент до 2 000 товаров, в том числе за счет введения новых брендов. Кстати, в нашем интернет-магазине только официальные товары. Так что, можно не переживать о «левых» прошивках.
– Какие направления развития будут приоритетными для вас в 2017 году?
Мы продолжим расширять покрытие 3G, чтобы сделать связь доступной повсюду. Чтобы даже в самых маленьких населенных пунктах она заменила фиксированную связь, которая кое-как работает в селах. Я вот, если честно, раньше использовал на даче CDMA-модем. Но с появлением мобильного интернета третьего поколения забыл о нем: нужную скорость обеспечивает смартфон. Кстати, он стал основным устройством. 5,5 дюймов достаточно и для ответов по работе, и для игр, и для фильмов.
Помимо работы над покрытием, мы готовим очень существенное изменение концепции тарифных предложений, которое установит новый стандарт в индустрии. Но не буду раскрывать все карты заранее.
Также планируем развивать дополнительные сервисы в партнерстве с ОТТ-провайдерами и будем предлагать абонентам больше новых услуг из одних рук. Для нас важно, чтобы пользователи доверяли нам и оставались с нами как можно дольше − на это направлены все наши усилия.
Ну и конечно, будем больше инвестировать в электронные каналы и коммуникации, потому что за ними − будущее.