Как новые правила для такси помогут решить проблему пробок

23 декабря 2019, 12:00
Спецпроект
На Западе райдшеринг давно стал трендом (Фото:Uber)

На Западе райдшеринг давно стал трендом (Фото:Uber)

Многим известна картинка-сравнение: сколько места занимает одно и то же количество человек в отдельных автомобилях, автобусе и на велосипедах.

Зачастую она используется для того, чтобы подчеркнуть преимущества общественного транспорта. Впрочем, эта демонстрация указывает на еще один путь разгрузки дорог: просто использовать автомобили совместно.

Видео дня

Речь идет о райдшеринге — возможности «деления» поездки между несколькими участниками. Украинцам такая опция знакома, преимущественно, относительно междугородних поездок, например, благодаря сервису BlaBlaCar. Впрочем, предложения по реформе правил для такси, подготовленные бизнесом совместно с Офисом эффективного регулирования BRDO, могут сделать райдшеринг одним из эффективных инструментов поездок по городу.

Тачка на прокачку

На Западе райдшеринг уже давно стал трендом. Такой тип поездок начал набирать обороты с 2010 года, еще до появления ныне популярных онлайн-сервисов, и сейчас считается одним из самых перспективных рынков транспортных услуг. По данным аналитического портала Statista в 2022 году число пользователей райдшеринга в мире возрастет на 60% до 685 миллионов человек. В США, которые регулярно задают моду в сфере новых веяний, еще в 2015 году райдшерингом пользовались 15% людей, в 2018 — уже 36%.

Может показаться, что такой способ путешествовать популярен среди тех, кто привык искать билет в последний момент, или среди ситуативно возникших групп — например, для разъезда после корпоратива. Однако, эта опция популярна и как постоянный способ передвижения. Например, из районов, где есть проблемы с общественным транспортом.

Uber
Фото: Uber

«Нам не хватает какой-то регулярной возможности ехать с кем-то вместе в машине», — говорит Людмила. Они с супругом недавно переехали в новостройку под Киевом — в район, откуда на единственной маршрутке выезжать сложно и неудобно. «У нас есть группа в вайбере, типа поиска попутки, но это как повезет: едет кто-то или нет», — рассказывает она. Машина у семьи одна, а маршруты супругов зачастую разнятся. Еще один автомобиль, добавляет она, это накладно. «Да и смысл? Во-первых, постоянные пробки в Киеве. Во-вторых, в 2019-м году пора бы уже думать и об экологии, хотя бы немного».

На помощь в такой ситуации должны прийти новые правила такси, созданные под эгидой BRDO. Команда разработчиков предлагает отказаться от традиционного и сложного лицензирования, заменив его удобным разовым патентом за небольшую сумму — на год или месяц.

Водители получат очень простой и дешевый способ легализовать свою деятельность.

«Не нужно куда-то ехать или стоять в очередях, регистрация осуществляется онлайн. Стоимость „токена“ — на уровне 1 минимальной зарплаты, а на первые 2 года только 2500 гривен. Это доступно даже для водителей, работающих в такси не систематически», — рассказывает инициатор законопроекта, народный депутат (СН) Владимир Крейденко. Есть и «кнут» — за уклонение регистрации есть риск штрафа от 17 до 34 тысяч гривен. Поощрять покупку «токенов» будут и представители служб такси, ведь концепция законопроекта — их инициатива. «Кроме того, стоимость „токена“ в год будет на 5% дешевле, нежели покупка его ежемесячно», — добавляет депутат.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Кроме серьезного стимула выйти из тени, такая опция упростит доступ к рынку и людей, для которых перевозка пассажиров — не основной вид деятельности. А ужесточение регулирования, напротив, может ухудшить ситуацию.

«Сокращение рынка такси нежелательно ввиду его социально-экономической функции в стране. По оценкам Ассоциации ответственных перевозчиков, около 100 тысяч граждан используют такси как временную работу или дополнительный заработок», — говорит представитель объединения Александр Дяченко. Крейденко признает существующую ситуацию и отмечает, что законопроект призван еще не навредить рынку, а напротив — структурировать его. «Эффективная государственная политика будет возможна, когда большая часть рынка начнет работать по правилам, будет создан реестр перевозчиков и у нас будет достоверная статистика и цифры», — рассказывает парламентарий.

Что может измениться для такси

Одно из главных предлагаемых изменений — упрощение начала официальной работы в качестве самозанятого таксиста, «индивидуального автомобильного перевозчика». Вместо нынешней лицензии достаточно будет подать заявление в центральный орган исполнительной власти.

depositphotos
Фото: depositphotos

«Сейчас получение разрешения на пассажирские перевозки, то есть такси — крайне бюрократизированная и сложная процедура, которая не соответствует текущей ситуации на рынке, и практически весь рынок работает „в тени“. Например, схема заказа такси по телефону или интернету, когда компания является посредником между пассажиром и перевозчиком, вообще не укладывается в рамки действующего законодательства по ряду моментов», — объясняет Андрей Исаев, эксперт Центра транспортных стратегий. Он добавляет, что упрощение всех механизмов получения разрешения на перевозки позволит водителям получать разрешительные документы без значительных временных затрат и серьезно исключит коррупционную составляющую.

По мнению специалиста, сейчас «серый» и дешевый рынок такси функционирует потому, что перевозчики просто не несут никакой ответственности за невыполнение норм действующего законодательства. «Помимо этого, выход рынка из тени может простимулировать рост инвестиционной привлекательности этого сегмента для иностранных компаний, работающих легально и предоставляющих легальный сервис более высокого качества и по соизмеримым с „серыми“ перевозчикам ценам», — говорит Исаев.

Сокращение рынка такси нежелательно ввиду его социально-экономической функции в стране. По оценкам Ассоциации ответственных перевозчиков, около 100 тысяч граждан используют такси как временную работу или дополнительный заработок.

По данным рынка, добавляет Крейденко, более 50 процентов таксистов — непрофессионалы, которые, например, подвозят пассажиров по дороге на работу или домой, или же «таксуют» в свободное от работы время. «Такие водители уменьшают нагрузку на другой транспорт, в результате меньше автомобилей въезжают и выезжают из города. А это больше свободы на парковках, меньше вредных выбросов в атмосферу», — перечисляет депутат аргументы. Он говорит, что в современной модели такси, для авто лучше не стоять, а все время двигаться. Это, уверен он, гораздо удобнее для инфраструктуры, чем перенасыщенность личными автомобилями, учитывая перегруженность городских дорог.

Кроме того, таксисты смогут на законных основаниях предоставлять услуги совместного использования автомобилей, то есть ridesharing. В выигрыше будут и пассажиры, получающие перевозку за меньшие деньги, и таксисты, у которых будут клиенты, и государство — которое знает о легально работающем перевозчике.

Подготовленный законопроект о реформе рынка такси поддерживают такие крупнейшие участники рынка как ведущие сервисы заказа такси онлайн Uber, Uklon и Bolt. Интерес трех ведущих мобильных платформ указывает на назревшую важность перемен: речь идет как о системном бизнесе, так и об удобстве непосредственно для пользователей.

«Райдшеринг — это схожая с такси область, имеющая одинаковые проблемы. Поэтому принятие нового закона о такси поспособствует также выходу из тени и этих видов пассажирских перевозок», — резюмирует эксперт ЦТС.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X