Естественный отбор. Зачем украинский агробизнес инвестирует 35 тысяч евро в один гектар
Растущий мировой спрос на органическую продукцию заставил уже не только украинских фермеров, но и крупные национальные агрохолдинги обратить внимание на этот сегмент
В итоге общая площадь земель, на которых выращивают органику, за 10 лет выросла в 200 раз, а продажи всего за пару последних лет удвоились.
П ридет лето, и 55 га земель ягодной фермы СВК Ягодки под Киевом наполнятся людьми — появятся десятки сезонных работников, которые будут собирать урожай голубики. Не простой, а органической.
Пока же на предприятии пустовато — пара специалистов недавно обрезала ягодные кусты.
Ферма основана в 2016‑м. Но лишь в прошлом году здесь собрали тестовый урожай, говорит совладелец предприятия Олег Науменко. На полную мощность компания выйдет через три года, и львиная доля продукции отправится на экспорт.
Именно с расчетом на внешние рынки в СВК Ягодки зарегистрировали красиво звучащую торговую марку BigBlue organic blueberry farm и выпустили англоязычный буклет о своей продукции.
Чтобы считаться органической, ферма Науменко получила все необходимые документы на землю и выращиваемую на ней ягоду от сертификационного органа Органик Стандарт. Удовольствие это не из дешевых: компании пришлось инвестировать около 35 тыс. евро в каждый гектар. "Сюда входит все: и подготовка почвы, и саженцы, и система полива, скважина и все остальное", — поясняет Науменко. Да и уход за 1 га обходится минимум в 38–40 тыс. грн в год, что в 2,5–3 раза больше, чем затраты на производство обычной голубики.
Евгения Нечитайло, директор по маркетингу компании Liqberry
Но полученная ягодка, судя по всему, всего этого стоит. Проблем со сбытом не будет, уверен Науменко: на западе органика популярна. Он отказался раскрывать рентабельность и прибыльность выращивания своей полностью натуральной голубики, но уверен, что уже к 2023–2025 годам окупит все вложенные в нее средства.
По данным консалтинговой компании Pro-Consulting, рентабельность производства органических ягод может достигать 200%. А вот у выращенных по обычным технологиям плодов этот показатель заметно ниже: по данным Госкомстата, рентабельность таких плодовых и ягодных культур в фермерских хозяйствах равна 47,5%.
А еще чистая продукция популярна: в мире на нее наблюдается стабильно растущий спрос.
Особенно хорошо покупают органику в Европе, говорит Елена Березовская, руководитель общественной организации Органическая Украина. И потому в Украине ею занимаются все больше хозяйств: до 90% произведенной в стране чистой продукции идет на экспорт.
По словам Ольги Трофимцевой, и. о. министра аграрной политики и продовольствия, Украина уже оказалась по объемам на четвертом месте в ЕС среди стран — поставщиков органических аграрных и пищевых продуктов. Впереди только Китай, Эквадор и Доминиканская Республика.

По предварительным оценкам Минагрополитики, в 2018 году общий экспорт украинской органики превысил $ 130 млн, хотя еще пару лет назад этот показатель составлял всего $ 65 млн.
Неудивительно, что на сегодня площадь земель, занятых в Украине под органическое сельхозпроизводство, достигло примерно 300–400 тыс. га. В масштабе страны — мизер: чуть более 1% от всего глобального посевного надела. Но для этой сферы подобное — настоящий успех: еще лет 10 назад под органикой было около 2 тыс. га, говорит Березовская.
Пока украинцы поставляют на внешние рынки — а это ЕС, США, Канада и некоторые страны Азии — преимущественно сырье: зерновые, масличные и бобовые культуры, фрукты и дикорастущие ягоды, например, чернику. Но есть в отечественном списке и продукты переработки: подсолнечное масло и шрот, мука, яблочный концентрат, орехи и березовый сок. А для внутреннего рынка отечественные фермеры выпускают еще и органическую молочную продукцию, а также совсем немного мясной.

Стадия роста
С амым большим органическим земельным банком в стране располагает компания Арника: на 15 тыс. га она выращивает сою, нут, кукурузу, чечевицу, коноплю, лен, пшеницу, подсолнечник. Почти все идет на экспорт — в страны ЕС, США и даже в Новую Зеландию.
Чуть поменьше наделы у компаний Агроэкология — 9 тыс. га и Галекс Агро — около 8 тыс. га.
В последнее время органическое сельское хозяйство начало привлекать к себе внимание не только узкопрофильных предприятий, но и крупных отечественных агрохолдингов, сконцентрированных на традиционной сельхозпродукции.
К примеру, один из них, Астарта, владеющий земельным банком в 250 тыс. га, отвел под органические проекты 1,8 тыс. га. С 2017 года подразделение компании в Полтавской области начало переходить на органическое земледелие и уже закупило дополнительную сельхозтехнику.
В подобных делах переходный период длится три года, в течение которых аграрии ограничивают применение химических средств защиты растений. Раз в год органические инспекторы проверяют хозяйство. Если все пойдет нормально, то уже в 2020‑м Астарта планирует собрать первый урожай натурпродукта: пшеницы, гороха, гречки, овса и кукурузы.
О намерениях развивать органическое направление заявляли и в другом гиганте отрасли — компании МХП Юрия Косюка.

Курс на запад
П ри выращивании продукции, претендующей на звание органической, нужно выполнить вдвое больше операций, связанных с обработкой земли, чем при обычном производстве. Об этом говорит Елена Ворона, операционный директор холдинга Агротрейд.
Например, стандартно сорняки на полях аграрии уничтожают с помощью химических препаратов — гербицидов. При выращивании органики подобное запрещено. А разрешена лишь механическая обработка разными боронами. "Приходится больше времени проводить в поле", — рассказывает Ворона. На ягодных фермах такие операции и вовсе производят вручную.
Органические аграрии не могут также бороться с болезнями или вредителями с помощью химии. В итоге они имеют урожайность, которая вдвое уступает показателям традиционного земледелия, объясняет Алена Дейнеко, директор Organic Business School.
"При борьбе с вредителями химическая обработка — лучше всего: эффективнее и намного быстрее, — разводит руками Науменко из хозяйства Ягодки. — Но когда у вас органическое производство, то ее применять нельзя".
Почему же фермеры и даже сельхозгиганты берутся за столь непростое дело? Эксперты уверяют: дело в перспективах.
Агротрейд, обрабатывающий земельный банк в 70 тыс. га, на сертифицированную органическую пашню выделил 2,5 тыс. га. И уже собрал два урожая сои, льна, чечевицы и кукурузы.
В ЕС эта продукция идет на производство органических масел и кормов для животных. "Европа — основной потребитель. Спрос на такую продукцию там постоянно растет", — говорит Ворона.
Именно растущие возможности для экспорта стали одной из причин, почему компания взялась за подобное дело. И теперь даже намерена удвоить отведенные под это направление земли.
Если в 2013‑м мировой рынок органики оценивался, по данным Минагрополитики, в $ 68,5 млрд, то в прошлом году его объем превысил $ 97 млрд. Из них $ 40 млрд пришлось на страны ЕС.
Такие вот данные заставили присмотреться к полностью натуральным продуктам и украинскую группу компаний T. B. Fruit — одного из крупнейших переработчиков ягод и фруктов в Европе. Более пяти лет назад здесь начали производить органический яблочный концентрат. Как рассказывает Олег Мочалюк, директор по производству компании, он составляет 5–8% от их общего производства этого продукта, то есть от 100 тыс. т.
Всю органическую продукцию T. B. Fruit продает в Европу и США. По словам Мочалюка, в этих регионах ценник на такой товар может вдвое превышать стоимость обычной продукции.
А ведь есть еще и вопрос перспективы: по оценке консалтинговой компании Zion Market Research, до 2022 года мировые темпы роста спроса на натурпродукт составят около 15% годовых. В итоге рынок в целом доберется до отметки в $ 327,6 млрд в год.
Некоторые страны растут еще быстрее. Например, Китай за прошлый год потребил органической продукции на сумму 7,6 млрд евро, что на 30% больше, чем в 2017‑м.
Отечественный рынок на этом фоне просто теряется. Хотя эксперты не берутся оценить его емкость, игроки уверены: доля отечественных потребителей органики в общей корзине мизерна. "Богатые люди хотят питаться здорово, но надо помнить о том, в какой [бедной] стране мы живем", — отмечает Андрей Олефиренко, руководитель предприятия Organic Original, которое поставляет крупы и другую бакалею под брендом Экород. Он уверен, что внутреннее потребление зависит от экономической ситуации в стране.
Впрочем, сегодня игроки рынка ощущают некоторый рост спроса. Так, по словам Евгении Нечитайло, директора по маркетингу компании Liqberry, которая выпускает органические ягодные пасты, у них продажи выросли в прошлом году примерно на 20%. "Растет культура потребления. Если еще пять лет назад на органику мало кто смотрел, то сейчас это отдельные полки у ретейла", — говорит она.
Правда, в основном ассортимент ретейлеров состоит из иностранной, а не локальной сертифицированной органической продукции. Об этом НВ рассказали в Fozzy Group — компании, объединяющей сети супермаркетов Фора, Fozzy и Сильпо.
Но, как говорит глава Минагрополитики Трофимцева, это не проблема, а возможность для развития. Мол, на местном рынке есть целые сегменты, где конкуренция отсутствует. И отечественные производители рано или поздно займутся данным вопросом.