ОСАГО в кризис: свободные цены и онлайн-урегулирование

27 мая 2020, 16:19
Позиция
Страхование ОСАГО — самый массовый в Украине (Фото:unsplash)

Страхование ОСАГО — самый массовый в Украине (Фото:unsplash)

Страхование ответственности автовладельцев ОСАГО — самый массовый вид страхования в Украине. Поэтому автогражданку заслужено называют лицом страхового рынка. Карантин стал серьезным вызовом для большинства компаний, но ускорил множество дистанционных сервисов в урегулировании страховых событий.

Ежегодно в Украине заключается более 8 млн договоров ОСАГО, по которым наступает около 140 тыс. страховых событий. Общая сумма выплат по этому виду страхования в прошлом году составила 2,5 млрд грн, а это треть всех выплат украинских страховщиков.

Видео дня

За первый квартал 2020 года количество ДТП с потерпевшими увеличилось на 19%. Незначительное снижение аварий за время карантина с лихвой перекроется ростом будущих периодов. Страховщики прогнозируют — количество аварий будет расти, ведь автопарк Украины стареет. Количество покупок новых авто в апреле 2020 снизилось на 42% в сравнении с предыдущим годом. А отсутствие действенного контроля безопасности дорожного движения на дороге только способствует росту числа аварий.

Увеличение числа ДТП для страховщиков означает рост частоты страховых событий. А раз растет риск — должна расти и цена страхования.

Кто работает на рынке «автогражданки»

Право работать в общеобязательном сегменте ОСАГО сегодня имеют право 48 компаний. Все они являются членами МТСБУ (организация, выполняющая гарантийные функции по договорам ОСАГО). При этом МТСБУ регулярно проводит анализ рынка ОСАГО и информирует страхователей, кто из компаний затягивает с выплатой страховых возмещений и на кого больше всего жалуются клиенты.

Компании с наихудшими оценками работы в 1 квартале 2020 года

НВ
Фото: НВ

Как изменился рынок за прошлый год

  • Главным нововведением прошлого года стало повышение страховых лимитов по ОСАГО. Максимальная страховая выплата выросла на треть: за ущерб авто до 130 тыс грн, за ущерб жизни и здоровью до 260 тыс грн. Нынешних лимитов ответственности достаточно для более чем 98% страховых случаев, так как средний размер выплаты по ОСАГО в 2020 году составляет около 18 тыс. грн.

  • Активное внедрение электронного полиса. Еще вначале 2018 года все договора ОСАГО заключались в бумажном виде, что нередко приводило к порче, подделке и потере бланков. Но с февраля 2018 года страховщикам разрешили заключать договора ОСАГО как в бумажном, так и в электронном виде. И уже сегодня каждый третий полис ОСАГО является электронным. Теперь клиент может самостоятельно зайти на сайт страховщика, ввести необходимые данные, оплатить договор и загрузить его в свой телефон. Более того, недавно у украинцев появилась возможность подгружать электронный полис в цифровую платформу «Дия».

  • Продвижение электронного европротокола. Запустив электронный полис, страховщики пошли дальше по пути диджитализации страхования и создали электронный европротокол. По сути, это упрощенная форма урегулирования ДТП без вызова полиции. Если два участника ДТП согласны с тем, кто из них был виновником аварии, в ДТП нет пострадавших, а приблизительный размер ущерба не превышает 65 тыс грн — они могут оформить европротокол. Для этого оба участника загружают его с сайта МТСБУ и заполняют. Документ автоматически отправляется страховщикам виновника в ДТП и потерпевшего. После этого обращение в суд не нужно.

    По итогам 2019 года каждое третье ДТП урегулируется с помощью европротокола, а каждый 8 европротокол является электронным. «За 2019 год сумма выплат по страховым событиям, урегулированным при помощи европротокола, выросла на 33%. Популярность этого способа урегулирования растет, и мы рассчитываем на принятие в 2020 году нормативных изменений, повышающих лимиты по европротоколу», — отметил Владимир Шевченко, гендиректор МТСБУ.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

  • Сокращается и срок урегулирования страховых событий. По итогам 4 квартала 2019 года он составил 70 дней с момент ДТП (хотя закон отводит страховщику 90 дней с момента подачи последнего документа). Украинцы «голосуют ногами» и потому лидеры рынка стараются удерживать планку срока урегулирования меньше 60 дней. А многие урегулируют страховые случаи в течение 30 дней.

ТОП-10 компаний, которые урегулируют больше всего страховых событий до 90 дней

НВ
Фото: НВ

  • Переход к свободным ценам. В сентябре 2019 года вступило в силу распоряжение Нацкомфинуслуг о пересмотре коэффициентов к страховым тарифам по ОСАГО. По сути, средняя стоимость полиса выросла незначительно, но благодаря расширению диапазонов коэффициентов страховщики получили возможность активно использовать систему бонус-малус (скидки и надбавки за аварийность). По состоянию на март 2020 года средняя стоимость полиса выросла на 18%, при этом больше всего выросли цены на полисы для жителей крупных городов и пригородов Киева.

Что произошло

Страховщикам разрешили самостоятельно устанавливать цену с учетом факторов места использования авто (крупные города, пригород или небольшие городки, водительского стажа). Таким образом, страховой тариф формируется в зависимости от риска в каждом случае. Но страховщики настаивают на дальнейшем усовершенствования системы ценообразования. «Для определения стоимости полиса ОСАГО в Украине сегодня используют 3−4 параметра, в то время как в Европе их может быть 12−20.

Например, стоимость полиса для 18-летнего киевского водителя без стажа, который управляет спортивным 3-литровым BMW и для 60-летнего водителя с 30 летним стажем на 3- литровом Opel c минимальным пробегом и отсутствием аварий в 10 лет одинакова. А в Берлине или Париже она будет отличаться в 5−7 раз. Потому сегментация с использованием дополнительных параметров для установления справедливой цены — тот путь, которым идет наша компания", — рассказал Андрей Перетяжко, Председатель правления страховой компании страховой компании ARX.

Как изменится рынок в 2020 году

«Не было бы счастья, так несчастье помогло» — эта пословица как нельзя лучше описывает изменения рынка ОСАГО, происходящие сейчас. Именно карантин ускорил переход страховщиков к дистанционным методам урегулирования страховых событий. Украинцы оказались в ситуации, когда доехать в офис компании, чтобы подать документы для получения страховой выплаты они не могут.

Как всегда, в выигрыше оказались те компании, которые заранее инвестировали в развитие дистанционного обслуживания. Например, у ARX внедрена программа Audasmart, которая позволяет урегулировать страховое событие прямо на месте ДТП. «Оператор контакт-центра оценивает размеры повреждений. Если они не превышают условно 25 тыс. грн. — мы предлагаем клиенту воспользоваться системой автоматического расчета размера повреждений. Система работает уже более 2 лет и люди, которые хотя бы раз воспользовались ею — предпочитают и в дальнейшем использовать ее», — рассказала Елена Торопчина, замдиректора департамента урегулирования ARX.

Чтобы воспользоваться системой клиенту нужно позвонить в контакт-центр СК. Оператор перешлет ему ссылку на созданный профиль по его автомобилю. Далее, следуя инструкции, клиент указывает размер и место повреждений, прикрепляет фото поврежденного авто и получает автоматический расчет размера ущерба. Если он согласен с сумой, то подтверждает ее, если нет — то оценка ущерба проводится по стандартной схеме. В АRX уверяют, разница между автоматическим расчетом и выводами оценщика — не более 1−2%. Далее к клиенту приезжает представитель СК, чтобы подписать оригиналы документов. И в течение нескольких дней выплата поступает клиенту на банковский счет.

Снижение платежей особенно сильно ударит по страховщикам, у которых не было диверсифицированного страхового портфеля — они специализировались на одном или нескольких видах страхования.

Но есть и плохие новости. Общее снижение деловой активности обязательно отразится на страховом рынке. Предприятия будут сокращать расходы и многим придется отказаться от страхования. Снижение платежей особенно сильно ударит по страховщикам, у которых не было диверсифицированного страхового портфеля — они специализировались на одном или нескольких видах страхования.

Помочь компаниям выстоять в кризис должны сформированные резервы. Но достаточность и ликвидность этих резервов весьма условная — компании иногда подают недостоверную отчетность регулятору. Регулятор в лице Нацкомфинуслуг неоднократно жаловался на невозможность проверить наличие ликвидных активов у страховщика на определенную дату. Так что теперь компаниям придется пройти проверку кризисом. По оценкам экспертов от 5 до 15 страховщиков покинут рынок ОСАГО до конца этого года. Особенно в свете вступления с 1 июля 2020 года более жестких требований к активам страховщиков.

Вторым серьезным испытанием для страхового рынка станет смена регулятора. В рамках закона о СПЛИТ надзор за страховыми компаниями перейдет к Нацбанку уже через месяц. Чем это обернется для страховщиков — пока неизвестно, но то, что надзор станет жестче — факт. «Уже с 1 июля страховщиков ожидает проверка выполнения ими распоряжения Нацкомфинуслуг № 850. Надо правильно оценивать свои возможности по соблюдению этих требований, не только с точки зрения номинального их выполнения, а с точки зрения оценки качества активов и справедливости формирования резервов. Если компания не соответствует этим требованиям, будет лишена лицензии», — заявил Александр Бевз, директор департамента лицензирования НБУ.

Что это значит для клиентов

С одной стороны, появление цифровых сервисов существенно упростило урегулирование и сделало страхование все более клиентоориентированным. С другой стороны, выбор надежной компании, которая устоит во время кризиса — задача не из простых.

Дело в том, что по закону в случае банкротства страховщика выполнение его обязательства по договорам ОСАГО гарантируются фондами МТСБУ. Но закон позволяет Бюро проводить выплаты только после признания страховщика банкротом или его ликвидации. На практике, это занимает 3−5 лет. Чтобы проводить выплаты в автоматическом режиме, как у банковского Фонда гарантирования, нужны изменения в профильный закон. Они пылятся на полках народных депутатов уже более 5 лет. И пока изменения не будут приняты — самый социальный вид страхования будет напоминать игру в рулетку.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X