Реформа ООО год спустя, или Что с нами не так

18 июня 2019, 13:00

Четыре причины, почему в Украине так сложно внедряются реформы. Даже качественные и ожидаемые

17 июня 2019 года исполнился ровно год с момента вступления в силу Закона об обществах с ограниченной ответственностью — главного достижения корпоративной реформы за последние 10 лет. Закон, которого так ждал украинский законопослушный бизнес, ориентирующийся на иностранных инвесторов и мировые стандарты корпоративного управления. Закон, который сказал нет рейдерству, цветущему 20 лет на ниве примитивного постсоветского регулирования.

Видео дня

И в эту же дату закончился переходной период, предоставленный бизнесу для адаптации и изучения новых правил. С 17 июня 2019 года все ООО — основная бизнес единица нашей экономики — перестраиваются на рельсы нового закона. И что самое примечательное — по умолчанию. Осознанно проведя регистрацию изменений в свои уставы заранее или бессознательно в силу требований закона. Около 500 тысяч ООО по всей стране вступают в обновленную корпоративную реальность.

Например, закон совершил тихую революцию в вопросах регистрации прав собственности на долю в ООО. Теперь для регистрации изменения собственника доли достаточно подать регистратору акт приема-передачи доли, а не договор. И именно такой подход является примером лучшей мировой практики. До этих изменений регистрация изменений сталкивалась с разными проблемами в общении с регистратором — от непонимания условий сложного договора купли-продажи в международных сделках до банального рейдерства.

Регистратор мог сам истолковывать условия договора и самолично решать судьбу такой сделки — быть ей зарегистрированной или нет. Но на самом деле наличие таких чрезмерных полномочий не требуется для совершения регистрации прав на долю, и даже более — является неоправданным вмешательством государства в дела частные. Данная логика и была использована как аргумент, который убедил большинство штатов США отказаться от таких чрезвычайных полномочий при регистрации прав. А Высший суд штата Огайо в 1897 году признал неконституционными такие полномочия регистратора, поскольку исследовать доказательства и применять решение о законности какой-то сделки может только суд.

Что показал этот переходный год?

На этом примере можно сделать несколько выводов о том, почему у нас очень сложно внедряются реформы. Хотя, казалось бы — качественные и ожидаемые.

1. Мы всегда не готовы. Сколько о реформах не говори, путь изменений начинается с себя. Разработчики закона долго обсуждали, сколько же нужно дать среднестатистическому ООО для изучения новых правил и принятия неизбежных изменений. Варианты были от 3х месяцев до 4х лет. Остановились на средневзвешенном — 1 год. Но год подошел к концу, а большинство еще только размышляет. Ведь могут же еще и отменить. Очевидно, что отсутствие подготовки приведет к ситуативным и непроработанным решениям. Или попросту к ошибкам. Международные компании относятся к такому процессу серьезно. А украинскому бизнесу нужно только учиться принимать изменения достойно.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

2. Мы никому не доверяем. Хроническое недоверие любым изменениям — наша прививка от советской эры вранья. Бизнес сразу начинает искать, в чем подвох. Где же нас еще обманут. Это приводит к тому, что полезные, но новые изменения, встречаются экспертами или таковыми себя считающими в основном в негативе. И это вносит свою лепту в весьма пакостное дело. Попробуйте найти сейчас в медиа хоть один пример системных позитивных отношений к реформам. Их нет.

3. Мы не понимаем изменений. Особенно, когда изменения касаются специальных знаний. Или наоборот — мы считаем себя «ураэкспертами» во многих вопросах. Работа над законом об ООО проиллюстрировала это как нельзя лучше. Обсуждение с некоторыми экспертами сводилось к следующему: «я знаю, как нужно, потому что был у меня тут один случай…». Было бы смешно, если бы не было так грустно. Ведь разговор этот происходил в кабинетах парламента. Баланс интересов в масштабе всей страны — один из ключевых принципов успешных реформ. Единичный опыт, который не учтен реформой, не означает, что с реформой что-то не так.

4. Мы хотим все сразу. Чтобы закон описывал все как учебник по праву, чтобы думать особо не нужно было. Если этого в законе нет, кажется, что реформа неправильная (смотри пункт 3 выше). Мы забываем, что толковать в этой стране законы может только суд. И что судебная система в итоге работает так, чтобы толкование и применение законов было единообразным в масштабе страны. Именно так это происходит в цивилизованных странах. Но для запуска такого процесса нужно время. У нас, к сожалению, закон еще работать толком не начал, но уже хотят что-то менять снова. Удивительным следствием этого является невысокое качество законопроектов. Мы боимся оставлять что-то недоурегулированное, недостаточно проясненное или безусловно разрешенное. И тем самым превращаем законы в непродуманные инструкции, а суды — в заложников.

Отсутствие культуры внедрения изменений — основная причина хаотичности реформ и завышенных ожиданий. Боязнь перемен — это нормально. Но в вопросах реформ крайне важна системность и долгосрочное видение.

Отсутствие культуры внедрения изменений — основная причина хаотичности реформ и завышенных ожиданий. Боязнь перемен — это нормально. Но в вопросах реформ крайне важна системность и долгосрочное видение. В развитых странах такие проблемы решаются наличием отдельной институции, которая разрабатывает законы. Депутаты, конечно, уважаемые люди, но законы должны писать специалисты. И сотнями правок законопроекты в сессионном зале не латают.

Управление изменениями — это навык. Один из самых сложных. И нашей стране есть еще над чем работать.

Специально для НВ Бизнес

Больше мнений — в разделе Эксперты НВ Бизнес

Показать ещё новости
Радіо NV
X