Управление государством – это не эксперимент

17 апреля 2018, 16:15

Чем отличается управление государством от лабораторного эксперимента? Все просто - масштабом и ценой ошибки. Об этом и поговорим.

Перед нами очередная версия проекта закона о налоге на выведенный капитал (НВК), которым предлагается заменить существующую классическую модель налог на прибыль предприятий.

Видео дня

Я убеждена, прежде чем внедрять новую модель налогообложения (любую, не только НВК) необходимо иметь ответы на целый ряд вопросов.

Часть вопросов должны обсуждать ученые-экономисты. Например, Какими будут бюджетные потери? За чей счет потери будут компенсироваться (какие налоги повысят, какие бюджетные расходы сократят, какой будет инфляция)? Какой будет фискальная эффективность нового налога (сколько средств поступит в бюджет)?.

Часть вопросов должны обсуждать психологи и социологи. Например, как новый налог повлияет на мотивацию различных категорий налогоплательщиков? Что предпочтут налогоплательщики: пользоваться старыми схемами уклонения, изобрести новые или платить честно новый налог?

Однако не меньшее значение имеют технические вопросы, которые будут влиять и на мотивацию бизнеса, и, в итоге, на доходы бюджета. Как практик, занимающийся налогообложением, я сконцентрируюсь на них.

Причем буду говорить прежде всего о рисках новой модели, о которых забывают сказать политики и не спешат написать социальные сети.

Отказ от налога на доходы нерезидентов существенно облегчает "вывод капитала"

С введением НВК налог на доходы нерезидентов будет отменен. Таким образом, созданная Украиной система защиты от недобросовестных плательщиков станет более уязвимой.

Сейчас уменьшить налог на доходы нерезидентов можно на основании Конвенций об избежании двойного налогообложения. Однако Конвенции содержат ряд условий, которые затрудняют доступ к преимуществам Конвенций для недобросовестных плательщиков.

Например, недобросовестные структуры зачастую не в состоянии продемонстрировать, что их нерезиденты-"пустышки" являются бенефициарными собственниками выплачиваемых из Украины доходов. Как следствие, выплаты в адрес таких "пустышек" будут облагаться в Украине налогом на доходы нерезидентов по полной ставке (15%). Также такие нерезиденты-"пустышки", как правило, не имеют налоговых обязательств по налогу на прибыль в стране их формальной резиденции, против которых они могли бы зачесть налог на доходы нерезидентов, уплаченный в Украине.

Соответственно, отмена налога на доходы нерезидентов будет выгодна, в первую очередь, недобросовестным структурам, которые сейчас не в состоянии воспользоваться преимуществами конвенций из-за предусмотренных конвенциями защитных механизмов.

Без налога на доходы нерезидентов и без защитных механизмов конвенций "вывод капитала" существенно облегчится и станет дешевле, а, значит, доступнее и привлекательнее. В итоге будет достигнут результат, прямо противоречащий задекларированным целям.

Часто сторонники нового налога задают вопрос: "А какая будет мотивация "выводить капитал" после введения нового налога? Ведь налог на нераспределенную прибыль не платится". Мотивация сохранится по ряду причин, как минимум, по таким: желание сэкономить на уплате налогов при выводе средств на потребление (особенно если потребление за рубежом), необходимость инвестировать за рубежом, стремление защититься от валютных рисков в Украине, недоверие к банковской системе в Украине и т.д.

Дискриминация нерезидентов, инвестирующих в украинские предприятия

Согласно законопроекту, выплата дивидендов юридическому лицу-нерезиденту влечет за собой применение НВК, в то время как выплата дивидендов украинским акционерам-плательщикам ПВК не приводит к налогообложению.

Это может привести к более обременительному налогообложению украинских предприятий с иностранным капиталом, участниками которых являются иностранные юридические лица, по сравнению с налогообложением предприятий с локальными участниками.

Приходилось слышать, что никакой дискриминации нет, поскольку нерезиденты-юрлица в своем статусе неплательщиков ПВК приравнены к другим юрлицам-неплательщикам этого налога (неприбыльным организациям, субъектам, использующим упрощенную систему налогообложения).

Этот аргумент трудно считать корректным. Нельзя сравнивать юридических лиц - нерезидентов, деятельность которых направлена ​​на получение прибыли, с неприбыльными организациями, или с субъектами хозяйствования на упрощенной системе налогообложения, которые уже пользуются льготным режимом налогообложения.

Следствием дискриминации могут стать споры между государством и иностранными инвесторами. Если по этой причине уменьшатся иностранные инвестиции, или будут "выдавлены" из Украины существующие иностранные инвесторы, то это точно не будет способствовать экономическому росту.

Обложение налогом украинских инвестиций за рубеж

Законопроект предлагает обложить налогом украинские инвестиции за рубеж 20%-ным налогом, независимо от источника инвестируемых средств (кредитные средства, привлеченные инвестиции других лиц). Это предложение можно оставить без комментариев, достаточно просто выставить его на всеобщее обозрение потенциальных украинских инвесторов.

Несправедливое налогообложения процентов

Законопроект определяет в качестве объекта налогообложения проценты, выплаченные в пользу связанных лиц – нерезидентов. Ставка налога - 5% или 20% - зависит от соотношения долговых обязательств и собственного капитала.

Привлечение заемных средств от связанных лиц-нерезидентов, осуществляемое на обычных рыночных условиях, является абсолютно нормальным способом финансирования деятельности украинских предприятий.

Ключевым при этом должен быть рыночный размер выплачиваемых процентов. Требование платить налог даже в отношении процентов, которые соответствуют рыночному уровню, станет ударом именно по тем налогоплательщикам, которые вкладывают привлеченные средства в развитие бизнеса в Украине, но еще не получили прибыли. Их собираются "наказать налогом" только за то, что они, привлекая кредиты по рыночным ставкам, не получают немедленно прибыли?

Приходилось слышать: "А пускай они не кредиты берут, а инвестиции получают". Советы космического масштаба. В результате таких советов не будет ни инвестиций, ни займов.

На мой взгляд, если условия кредита соответствуют принципу "вытянутой руки", проценты не должны подлежать налогообложению НВК. Отдельно отмечу, что сравнивать действующие правила, предусматривающие частичное ограничение вычета процентов для целей НПП, с предлагаемой моделью НВК, некорректно (об этом нужно писать подробнее).

Интересно, что предлагаемые правила обложения НВК процентов могут стать выгодным для "уклонистов". Например, прибыльное украинское предприятие имеет "своего" нерезидента. Нерезидент – "пустышка", и не смог бы доказать, что он бенефициарный собственник процентов, если бы применялась конвенция. Украинское предприятие берет кредит у нерезидента-"пустышки" под максимально разрешенный процент. Поскольку у прибыльного украинского предприятия соотношение долговых обязательств и собственного капитала вполне может не превышать 3.5, такое предприятие будет облагать выплачиваемые проценты по низкой ставке 5%.

Итого:

  • налога на доходы нерезидентов нет (его отменяют), конвенции можно не бояться
  • низкая ставка налога 5%
  • проценты - нерыночные, но пока налоговая применит к "уклонисту" правила ТЦО, много воды утечет (при этом налоговой еще надо будет сильно постараться).

Несправедливое налогообложения роялти

Законопроект предусматривает применение НВК к роялти в пользу нерезидента, если сумма роялти превышает 4 процента чистого дохода от реализации за предыдущий год.

При этом, в отличие от действующих правил НПП, законопроект не предусматривает возможности не облагать НВК роялти, размер которых соответствует принципу "вытянутой руки".

Такой подход несправедлив. От налогообложения НВК нужно освободить роялти, выплачиваемые на рыночных условиях.

Отдельно скажу, что нормы, фактически требующие облагать только роялти в пользу нерезидентов, являются дискриминационными и противоречат большинству конвенций об избежании двойного налогообложения. Вопрос будет особенно острым, поскольку НВК, уплачиваемый в Украине в связи с выплатой роялти, вероятнее всего, не будет зачитываться в стране получателя роялти.

Широкие возможности для "вывода капитала" без уплаты налога

Стоит отметить, что законопроект создает массу возможностей "вывести капитал" без уплаты налога, особенно при осуществлении операций с резидентами-неплательщиками налога на выведенный капитал.

В частности, объектом налогообложения налогом на выведенный капитал являются операции плательщиков налога с теми неплательщиками-"упрощенцами", которые являются связанными лицами. При этом ни для кого не секрет, что для целей уклонения от налогообложения используются налоговые структуры с привлечением именно несвязанных (фактически или формально) лиц.

Соответственно, законопроект создает безупречный способ массового уклонения от налога на выведенный капитал через операции с неплательщиками-"упрощенцами" (конечно же, несвязанными).

Следствием такого подхода, вполне возможно, должна стать отмена "упрощенки" в нынешнем виде.

Вместо заключения

Перечень вопросов к НВК можно продолжить: от "насколько качественно сформулирован законопроект" до "сколько времени будет на подготовку и внедрение и сколько это будет стоить", от "чем будут компенсироваться потери бюджета" до "есть ли доказанная причинно-следственная связь между налогом на выведенный капитал и экономическим ростом".

На самом деле, эти вопросы должны были быть проанализированы гораздо раньше и ответы на них должны были быть даны не в виде лозунгов и "заклинаний".

Но сейчас хочу напомнить только об одном. Управление государством — это не эксперимент, который производится в лаборатории, при строго контролируемых обстоятельствах, неудачные последствия которого могут ограничиться стенами лаборатории.

Надеюсь, что здравый смысл одержит победу над заблуждениями. Вы тоже надеетесь на это же, правда?

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X