Украинский путь к фавелам
Многоэтажные, а не коттеджные, кварталы обступают столицу со всех направлений, обещая новоселам доступность большого города, развитую инфраструктуру и чистый воздух. Нам продают мечту очень большими порциями: в 2013-2015 годах в Киевской области сдали в эксплуатацию более 5 млн. кв. метров жилья, опередив столицу на 800 тыс. квадратов.
Но бездумное освоение земли еще на взлете беспощадно обрывает перспективное развитие и новостроек, и существующих городов-спутников и сел. Без свободных площадок-коридоров для инженерных коммуникаций (вода, канализация, газ), социальных объектов (садики, школы, больницы), полигонов для мусора, кладбищ и т.п. густонаселенные массивы могут стать городами-призраками.
По факту многие новострои заселены без подведенного централизованного водоснабжения и канализации. Потому что у них свои скважины и септики. И это на 5-10 тыс. населения! В этой якобы автономной системе каждое спускание воды в унитазе дренирует из облагороженной выгребной ямы в грунт, откуда через артезианскую скважину подается питьевая вода.
Итого, что нам дала дерегуляция в строительстве? Ни государство, ни местная власть не контролируют, что и как сделал застройщик по части инженерии. Пропадает свет, нет напора воды, воняет канализацией, свалка в лесопосадке? Уведомительный порядок разрешений на стройку на практике означает, что юридической ответственности нет ни у госорганов, ни у застройщика. Когда говоришь о последствиях для экологии, это расценивают как абстрактную картинку. Но отравления водой из-за выгребных ям в Измаиле и Бортничах, пинание львовского мусора по всей Украине – сегодняшние реалии. Мы уже «вступили» в это наследство, не надо ждать детей и внуков.
Давайте признаем – у нас нет грамотной, а главное долгосрочной градостроительной политики. Все эти генпланы, зонинги, детальные планы территорий бесполезны, если нет свободной земли для развития.
Близость к Киеву автоматически приносила бонусы прилегающим селам и делала их богатыми. Приближенные к сельсоветам жители могли приватизировать свои законные 25 соток или даже 2 га земли сельскохозяйственного предназначения, и больше никогда не заниматься земледелием. Эти участки до кризиса 2008 года продавалась по баснословной цене, и некоторые, как видим, осели в е-декларациях депутатов.
Так что в границах населенных пунктов «рачительные» сельсоветы раздали всю землю целиком и полностью. Вне их другие, не менее уважаемые госорганы, тоже удовлетворили тягу украинского гражданина к земле, точнее к бесплатной приватизации. Кого остановило, что земля отдана без перспектив роста села? Ведь развитие инженерных систем неразрывно связано с возможностями освоения самих участков.

Норма про выкуп земли у частника для общественных нужд существует, но воспользоваться ею мало кому удается: долго и дорого. Да и хлопотно. Например, когда лет 7 назад в Киеве заговорили о возможности расширения иловых полей, где сохраняется твердый осадок фекалий всего города за 30 лет, внезапно выяснилось, что буквально накануне прилегающая к Бортнической станции аэрации земля была выведена из коммунальной собственности абсолютно бесплатно под ведение сельского хозяйства. За это время приватизированные участки, примыкающие к полям, так и не были распаханы и освоены. Очевидно, «новые селяне» ждут, пока государство теперь задорого выкупит эту землю обратно. Но расширять поля передумали, ил будут сжигать по японским технологиям.
Правильнее было бы ввести мораторий на отвод земли при бесплатной приватизации и прочие коммерческие проекты городов и весей, пока комплексно не будет решена задача развития инфраструктуры и эпидемиологического благополучия населения. Утопичное предложение, конечно.
Да и поздно. Памятники бездумному инвестиционному буму уже построены. Сейчас важно предупредить и убедить всех заинтересованных лиц, что компромиссов, связанных с экологией, здоровьем и жизнью людей быть не может.
И кусочек истории напоследок. Археологи установили, что в древних городищах Трипольской цивилизации люди проживали на одном месте не более 50 лет. Причина проста: племя настолько загаживало близлежащую территорию, что было вынуждено искать новое пристанище. Может, рецепт и правильный, проверенный предками, вот только народу с 5 тыс. до н.э. значительно прибавилось. Нам не удастся переселиться на новое место. Свободной земли нет!