Что не так с украинской медициной и что нужно изменить после пандемии
По уровню расходов на душу населения Украина стоит рядом с Ираком и Лесото. Почему?
Оценив состояние государственных больниц по словам очевидцев, которым пришлось уже там побывать с острыми респираторными заболеваниями, думаю, у каждого украинца появляется страх не перед коронавирусом, а перед перспективой попасть в государственную больницу. Поэтому пришло время разобраться, почему все так плохо, что мы делаем не так и что нам нужно изменить, если мы выживем после пандемии?
В течение последних 10 лет общие расходы государственного бюджета Украины на здравоохранение составляли в среднем 4% к ВВП, в то время как ВОЗ рекомендует расходы на уровне 7% к ВВП. Такого уровня придерживаются развитые страны, например, Германия (8,5%), Франция (9%), Япония (9%). Однако данные, которые еще больше открывают глаза и показывают разницу между Украиной и развитыми странами — это расходы государства на душу населения, ВОЗ предоставляет последние данные по 2017: Украина — $78, Франция — $3376, Германия — $3 909. Рядом с Украиной по расходами на душу населения стоит Бутан, Гондурас, Ирак, Лесото и др. Несмотря на то, что по состоянию на 2019 год расходы государства на душу населения в Украине выросли — до $120, до уровня Франции или Германии нам еще очень далеко.
С 2010 года капитальные инвестиции в здравоохранение выросли, с 2015 года можно наблюдать стремительный рост, в 2019 году объем инвестиций увеличился более чем в два раза по сравнению с 2016 годом и достиг почти 10-ти млрд грн.

Однако рост инвестиций не всегда означает повышение качества инфраструктуры в глобальных масштабах, эффективность инвестиций на национальном уровне выражается отношением инвестиций к ВВП. Капитальные инвестиции в здравоохранение стран ОЭСР составляют в среднем 0,5% к ВВП (данные по состоянию на 2017 год): Германия — 0,7%, Франция — 0,6%, Япония — 1,1%, показатель Украины колеблется на уровне 0,2% за последние 10 лет, в 2019 году он поднялся до 0,3%. Уровень отношения капитальных инвестиций в ВВП показывает, насколько значима сфера для страны, насколько заинтересовано в ней, как государство, так и инвесторы. К сожалению, показатель 0,3% в Украине отражает вовсе не позитивную картину. К тому же, недофинансирование из года в год, ведет к несвоевременному обновлению основных фондов, только аккумулирует необходимость в инвестициях. То есть Украине нужно инвестировать не 0,5% ВВП в здравоохранение, а гораздо больше, чтобы достичь уровня стран ОЭСР.
Более половины капитальных инвестиций в здравоохранение финансируется из местных бюджетов, в то время как вклад иностранных инвесторов не достигает даже 1%
Интересно взглянуть на роль и материальность объемов государственного финансирования капитальных инвестиций. Из государственного бюджета 13% или 1 млрд из 8-ми млрд грн в 2018 году (в 2019 году сохранилась такая же доля) было потрачено на соответствующие инвестиции, основным же источником финансового питания здравоохранения в Украине местные бюджеты — 54% или 4 млрд грн были направлены на инвестиции в 2018 году.


Одним из механизмов финансирования капитальных инвестиций из государственного бюджета являются государственные инвестиционные проекты, с 2015 по 2019 год финансируются более 10-ти крупных проектов общей стоимостью более 10 млрд грн. Средства, направленные за этот период на проекты здравоохранения, составляют четверть всех капитальных расходов, доступных для государственных инвестиционных проектов.
Инвестиции же местных бюджетов поддерживаются Фондом регионального развития, который делает свой вклад в рост инвестиций в здравоохранение. В 2019 году на стадии реализации было 46 проектов, финансируемых фондом общей стоимостью 822 млн грн, 70% объемов финансирования направляется из самого фонда, 20% — из местных бюджетов и 10% — от партнеров проектов согласно структуре финансирования портфеля по состоянию на 2019 год.
Стоит заметить, что банковские кредиты и займы в структуре источников капитальных инвестиций (только 425 млн. грн или 5%) не включают финансирование иностранных банков. Иностранные инвесторы, вероятно, смотрят на нас с опаской и особо не спешат вкладывать средства в нашу медицину — от них всего 2 млн грн были направлены в капитальные инвестиции. Несмотря на то, что Минздрав пытается заинтересовывать инвесторов, развивать государственно-частное партнерство в здравоохранении, пока частные инвестиции в больших масштабах — это достаточно долгосрочная мечта, согласно информации, опубликованной Минэкономики, реализуются только 2 проекта в сфере охраны здоровья я на основе ГЧП.
Чем выше расходы на здравоохранение, тем меньше смертность от COVID-19
В условиях пандемии коронавируса осознание значимости здравоохранения становится достаточно четким, на чашу весов падает самое ценное — человеческую жизнь. Хотя скептики паники говорят, что смертность от коронавируса — это ничто в мировом масштабе, сомневаюсь, что кто-то из них спокойно воспринял бы свой вклад в эту статистику. Если соотнести показатели расходов той или иной страны в смертности от коронавируса, то можно проследить определенную корреляцию — чем выше расходы на здравоохранение, тем меньше смертность.

На примере стран Европы и Азии, можно увидеть, что проигрывает тот, кто финансирует свою систему здравоохранения меньше, чем другие. Так, уровень капитальных инвестиций в здравоохранение Италии (0,4% к ВВП) ниже среднего уровня стран ОЭСР, а уровень смертности от COVID-19 — наивысший. Как в Испании, так и в Италии общие государственные расходы на здравоохранение ниже, чем рекомендует ВОЗ (7%). Государственные расходы на душу населения в Германии почти в два раза выше, чем в Италии, а уровень смертности от коронавируса, соответственно, ниже на целых 11 п.п.
Сравнивать данные о случаях коронавируса и смертности в Украине относительно указанных стран нецелесообразно, поскольку на данном этапе Украина не проводит тестирование в тех масштабах, которые позволили бы сделать реальную оценку ситуации. Однако наши 0,2% капитальных инвестиций в ВВП в течение последних 10-ти лет и несчастная сотня долл. США на душу населения должны заставить нас задуматься, какие риски сегодня перед нами стоят.
Итак, систематическое недофинансирование системы здравоохранения — это уже не об эффективности использования средств, а о фатальных последствиях ценою в жизнь. Несмотря на то, что мы инвестируем в эту сферу все больше и больше, пока эти вложения и проекты не имеют глобального влияния на систему здравоохранения Украины. Для достижения такого уровня здравоохранения, как в развитых странах и обеспечения нормального качества жизни и здоровья украинцев, нам необходимо тратить гораздо больше и эффективнее, и если раньше на это можно было закрыть глаза, то последствия коронавируса, уверена, расставят правильные приоритеты не только в сознании политиков, но и в сознании всего общества.