Украина, go on-line, be cashless

17 октября 2017, 11:00
О потенциале и вызовах для украинского бизнеса в стране и в мире

Что такое онлайн для экономики? Это моментальный доступ к любой информации и стимул для развития ритейла, экспресс-доставки, e-commerce, базналичных платежей, закупок и бытовых услуг. Это упрощение коммуникаций и появление новых каналов продаж – мессенджеры и соцсети. Это, наконец, появление бизнесов с высокой добавленной стоимостью.

Видео дня

Именно эта тема стала предметом обсуждения в ходе дискуссионной панели Go On-line. Be cashless – потенциал и вызовы для украинских бизнесов внутри страны и в мире, – которая прошла в рамках Киевского международного экономического форума.

На сегодняшний день стабильный рост е-commerce по всему миру – устойчивый тренд. При этом, Украина входит в тройку самых быстрорастущих е-commerce рынков Европы. У потребителей кардинально меняются шоппинг-привычки, о чем свидетельствует значительна доля m-commerce или покупок через мобильные устройства. Растут продажи через соцсети. Одновременно растут требования потребителей к торговцам и предлагаемым ими товарам-услугам, особенно к каналам продаж.

Если проанализировать динамику за последние три года, оборот е-commerce в мире ежегодно растет на 15-20%. В абсолютных показателях, по данным European B2C E-commerce Report 2016, в прошлом году рынок е-commerce в Германии составлял €60 млрд, в Нидерландах – €16 млрд, Швейцарии – €6 млрд. Украина серьезно отстает от развитых европейских стран, имея оборот в €1,4 млрд.

По прогнозам, по результатам 2017-го этот показатель в нашей стране составит €1,6 млрд. Прирост относительно 2016 года обещает составить около 15%. Вместе с тем, динамика роста украинского е-commerce – рекордная, +35% ежегодно.

В разрезе cashless-экономики Украина пока демонстрирует скромные, но растущие показатели. Так, за январь-июнь 2017 года доля безналичных платежей с использованием платежных карт в Украине выросла до 38,1%, а на начало 2017 года составляла 35,5%.

Украинское общество меняется и неизменно идет в cashless. Так, сегодня 74% всех транзакций с картами – это безналичные операции, а не снятие наличных со счета. Показательно, что наибольшая доля платежных транзакций по картам происходит именно в онлайн – около 38%.

Что мешает идти в онлайн? Сегодня в разрезе всей Украины не сформирована cashless-инфраструктура. Стоит отъехать от Киева на 20 км, сталкиваешься с проблемой оплаты картой. Серьезно мешает и законодательный вакуум. Так, закон об электронной коммерции не отвечает ни на один вопрос о том, как живет e-commerсе. Финтех – также довольно зарегулированная зона. Вспомним пример с несложившимся выходом на украинский рынок PayPal.

И это происходит в то время, когда такие компании как PayPal, Alipay и Amazon являются законодателями моды на платежном рынке.

Для решения озвученных проблем важен диалог бизнеса с властью. И хотя парламент и Кабмин пока не понимают всех потребностей рынка, есть огромный запрос от его игроков. Необходимо давать возможность крупным глобальным игрокам выходить на украинский рынок. Еще важно пропагандировать cashless среди всех категорий населения, включая 50+ лет. Потому что ошибочно считать, что люди старшего поколения не входят в целевую аудиторию e-commerce.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Говоря о развитии cashless, нельзя забывать о важнейшей роли малого и среднего бизнеса (МСБ). В целом, считают эксперты, в Украине нет проблем со спросом на онлайн-платежи. В стране более 30 млн активных карт, и только через сервис portmone.com платят 3-4 млн карт.

Но есть проблема с предложением, с возможностью оплатить. Так, в компании portmone.com от 900 тыс. до 1 млн активных компаний МСБ, которые обслуживают экономику. И это количество должно расти. И чтобы решить эту проблему, нужно решить задачу стоимости онлайн-сервисов для МСБ. Комиссия, которую portmone берет с МСБ за онлайн-операции, составляет до 2,5%.

Проблема с переходом в онлайн имеет место и для крупного бизнеса. Когда 27 тыс. человек будут обслуживать друг друга в онлайн и это мышление охватит все категории персонала – от кладовщика до айтишника. Когда заявки будут оперативно размещаться в онлайн и соответствующий департамент будет их оперативно брать в работу. Когда клиент сможет получать услугу не в течение месяца, а за несколько дней и даже часов. Тогда это будет означать, что онлайн существует не только на стороне клиента, но и живет внутри бизнеса.

Важно уделять внимание и технической стороне онлайн-продаж. Так, сегодня 97% покупок онлайн с мобильного остаются в корзинах неоплаченными из-за неудобного интерфейса. Эту проблему, например, в компании Mastercard решают с помощью платформы цифровых кошельков Masterpass, которую в Украине уже используют более 2 тыс. торговцев.

По мнению экспертов, сегодня нет простого лекарства, как построить работающую инфраструктуру на пути к оnline. Нужна синергия, упрощение законодательной базы и технических процедур.

И, как финальный аккорд, хочется привести отличный месседж, прозвучавший в завершении дискуссии. Он касался того, что Украина сегодня осталась единственным большим рынком Европы, с нереализованным потенциалом роста. Огромным потенциалом, который нам всем совместными усилиями необходимо реализовать.

Показать ещё новости
Радіо NV
X