Крушение самолета МАУ. Какую компенсацию выплатят родственникам погибших и кто за это ответственен

14 января 2020, 16:00

По каким сценариям может проходить компенсация и кто будет нести ответственность за ее выплату

Новый 2020 год для украинской авиации начался с трагических событий в Иране, где самолет Международных авиалиний Украины, выполнявший рейс PS752, был сбит ракетой земля-воздух. Катастрофа, забрала жизни 167-ми пассажиров и девяти членов экипажа. Ничто не может в полной мере восполнить боль от утраты близких, но, рано или поздно, вопрос о выплате компенсаций наследникам погибших все же появится на повестке дня. В этой статье мы попытаемся коротко проанализировать, по каким сценариям эта компенсация может проходить и кто будет нести ответственность за ее выплату.

Видео дня

МАУ

Согласно общепринятым нормам авиационного права, перевозчик несет ответственность за ущерб, причиненный жизни и здоровью пассажиров во время рейса не зависимо от причин, по которым такой ущерб был нанесен.

Однако, чтобы не допустить банкротства авиакомпании в случае катастрофы, нормы национального и международного права ограничивают ответственность перевозчика определенной суммой, за пределами которой он выплачивает компенсации только в исключительных случаях. Таким образом, МАУ будет первым источником выплат для семей погибших.

Поскольку рейс PS752 выполнялся по международному маршруту, ограничения на выплаты устанавливаются нормами международных конвенций. И тут семьи пассажиров могут столкнуться с первой проблемой. Согласно информации на веб-сайте Международной организации гражданской авиации (ИКАО), Иран, в отличии от Украины, не является стороной так называемой Монреальской конвенции 1999 года, которая обеспечивает наиболее полную защиту интересов пассажиров. Соответственно, для Украины и Ирана общей является аналогичная Варшавская конвенция 1929 года в редакции Гаагского Протокола 1955 года, который ограничивает ответственность авиакомпании весьма скромной суммой, эквивалентной приблизительно $23 000.

При отсутствии возможности получить адекватную компенсацию через международно-правовые механизмы, наследники погибших пассажиров смогут обратиться к национальному законодательству Украины, которое своевременно имплементировало положения более прогрессивной Монреальской конвенции. Тем более, что Варшавская конвенция позволяет включать в договор перевозки более высокие лимиты ответственности.

Так, согласно Правил воздушных перевозок и обслуживания пассажиров и багажа № 1239 от 26.11.2018 года, авиаперевозчик несет ответственность за смерть одного пассажира в размере 250 000 СПЗ (около $346 000). При этом, сумма в размере 16 000 СПЗ (около $22 000) должна выплачиваться наследникам пассажира в виде авансового платежа на протяжении 15 дней с момента идентификации тела погибшего.

Украинское законодательство требует от перевозчика страхования своей ответственности на указанные выше суммы, хотя Правила воздушных перевозок пассажиров, размещенные на сайте МАУ в настоящий момент (14.01.2019), все еще содержат старые размеры компенсации (113 100 СПЗ).

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу
Тот факт, что самолет был сбит ракетой во время фактического вооруженного конфликта между Ираном и США, может стать причиной для отказа страховой компании или ее перестраховщика в выплатах

Однако тот факт, что самолет был сбит ракетой во время фактического вооруженного конфликта между Ираном и США, может стать причиной для отказа страховой компании или ее перестраховщика в выплатах. Все зависит от условий конкретного договора страхования. Если это все-таки произойдет и авиакомпания не сможет произвести выплаты в полном объеме — моральный долг Украины обеспечить эти выплаты в соответствии с условиями национального законодательства.

Если наследники докажут, что смерть пассажиров настала в связи с неосторожностью или иным неправомерным действием либо бездействием авиакомпании (например, если в МАУ знали о грозящей опасности, но все-равно разрешили полет) суд может получить им компенсацию, превышающую установленные законодательством ограничения. Однако, такое развитие событий является маловероятным.

Могу предположить, что собственникам будет проще ввести авиакомпанию в процедуру банкротства или пойти на мировое соглашение с пассажирами, чем выплачивать компенсацию, превышающую установленные законодательством нормы.

Также авиакомпания несет ответственность за смерть члена экипажа во время совершения рейса. Порядок и правила совершения обязательного авиационного страхования, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины № 676 от 06.09.2017, жизнь одного члена экипажа подлежит обязательному страхованию на сумму не менее 300 000 гривен.

Иран

К сожалению, ситуация, когда гражданский борт по ошибке становится мишенью для ракет, не является уникальной. Многие помнят трагедию, произошедшую с Рейсом 1812 авиакомпании Сибирь, сбитым украинской ракетой в 2001 году. В 1988 американской ракетой был сбит самолет Iran Air следовавший Рейсом 655.

В обоих случаях, виновная сторона не признавала своей ответственности за содеянное, но соглашалась выплатить компенсацию семьям погибших на основании ex gratia (добровольно, без признания вины) межгосударственных договоренностей. Компенсация составила 200 000 долларов США в первом и немного больше во втором случае.

Можно предположить, что Иран согласится выплатить определенную компенсацию либо Украине, как стране регистрации самолёта и авиакомпании, либо каждой из стран, чьи пассажиры погибли в авиакатастрофе.

Украина, Россия и другие

Страны, чьи граждане стали жертвами авиакатастрофы, могут попытаться привлечь Украину к ответственности за то, что в отличии от авиационных властей США, отечественная Госавиаслужба не закрыла воздушное пространство Ирана для украинских перевозчиков. Теоретически, такое дело могло бы слушаться либо в Украине, либо в Международном суде ООН, поскольку в обычных судах других стран иностранное государство пользуется суверенным иммунитетом.

Россию, в свою очередь, могут попытаться привлечь к ответственности за поставку оружия, из которого (по некоторым предварительным данным) был сбит самолет. Однако, на данном этапе такое развитие ситуации выглядит маловероятным и малоинтересным для потенциальных истцов.

Не исключены и более нестандартные сценарии, при которых семьи пассажиров или собственники самолета попытаются привлечь к ответственности отдельные предприятия в Украине, Иране, России или США, на которые не распространяется действие суверенного иммунитета, но действия которых косвенно привели к трагедии (например, банк, финансировавший сделку по поставке ракет Ирану). Обычно, подобные иски подаются в США, если у истцов есть хоть какая-то связь с юрисдикцией этого государства. Учитывая, что сбитый Боинг был произведен в США, а 63 пассажира являлись гражданами соседней Канады, исключать такой ход событий тоже нельзя.

Показать ещё новости
Радіо NV
X