Электронное правительство в Украине — миф или реальность?

21 мая 2020, 18:30

Создать сервис электронного правительства может каждый. Для этого нужно брать инициативу на себя, изучать примеры того, что уже реализовано в соседних странах, городах, регионах.

То, что внедрение e-сервисов стало одним из приоритетных направлений работы украинского правительства, не может не радовать. Более того, наряду с государственными электронными сервисами появляются еще и частные, которые дополняют общую картинку и помогают стать «государством в смартфоне» как можно быстрее.

Видео дня

E-government — это электронное правительство. Оно дает возможность для любого гражданина использовать электронные сервисы, чтобы получать услуги государственных органов онлайн. То есть, благодаря Egov вы можете получить практически любую справку, не выходя из дома и не стоя в очередях.

Пользу E-government можно разделить для граждан и для государства. Граждане экономят массу времени и вместо того, чтобы стоять в очередях получают необходимые им услуги в несколько кликов. Это повышает их уровень лояльности к государству и увеличивает процент использования сервисов. То, насколько важно иметь доступ к онлайн-услугам, показал нам и карантин, в котором мы все оказались из-за пандемии коронавируса. И когда вирус пройдет и мы будем, как уже сейчас, постепенно возвращаться к жизни оффлайн, мир больше никогда не будет таким как раньше. Онлайн уже стал большим преимуществом и жизненной необходимостью.

Для государства электронное правительство помогает сэкономить огромную сумму для бюджета и оптимизировать ресурсы. Например, в Эстонии, за счет того, что 99% государственных услуг доступны онлайн 24/7, правительство экономит 2% ВВП. Этих денег достаточно чтобы оплатить членский взнос в НАТО. Еще один пример — Великобритания. Там электронное правительство помогло сэкономить $1 млрд бюджета благодаря переводу ряда функций чиновников в онлайн. Эффект от уменьшения количества мошенничества, коррупции и хищений в госорганах за счет роста прозрачности и повышенного уровня контроля составил $800 млн. Еще $400 млн было сэкономлено благодаря порталу для голосования и порталу госуслуг.

Украина не находится в вакууме и является активным участником международного сообщества. Мы пытаемся бороться с коррупцией и отмыванием денег, вовлечены в процессы расследований международных преступлений. Достаточно тяжело сотрудничать с государственными органами других стран, не имея единой электронной базы внутри страны. Поэтому даже здесь без оцифровки и электронного правительства никуда.

Как создавать E-government сервисы?

У многих есть иллюзия того, что сервисы электронного правительства — это сложно и переход «в смартфон» долгий и болезненный. Ну, во-первых, опыт Эстонии показывает нам, сколько всего реально сделать за 4 года. А во-вторых, на самом деле, для создания е-сервисов нужны всего несколько факторов:

  • понимание проблематики;
  • желание создать решение;
  • минимальное финансирование (от нуля до бесконечно больших сумм).

Не обязательно строить какие-то сложные системы. Нужно научится работать с тем, что есть.

Мой топ самых перспективных направлений в развитии сервисов электронного правительства:

1. Оцифровка реестров. У нас огромное количество не оцифрованной информации, тонны бумаг, которые пылятся, а затем теряются. На то, чтобы их перебрать нужны огромные временные и человеческие ресурсы. Вы можете занять одну из ниш.

2. Обучение цифровизации. 38% украинцев владеют цифровыми навыками использования интернета для решения проблем на уровне ниже среднего. Еще 16% украинцев не владеют ими совсем. Что нужно для того, чтобы это изменить? Запускать образовательные курсы, рассказывать и показывать как элементарно пользоваться интернетом и компьютером. Особенно это касается старшего поколения. Все сервисы, которые создаются, должны быть простыми и понятными с точки зрения интерфейса (чтобы пользователь зашел на сайт и понимал, что ему делать и как).

3. Законодательная база. E-government невозможен без законодательной базы. Не достаточно придумать какую-то систему и ее реализовать. Вместе с развитием E-government решений должна развиваться и законодательная база. Также должна быть законодательная ответственность за слив персональных данных людьми, которые имеют к ним доступ. То, чего сейчас не хватает — это жесткости, чтобы люди понимали насколько играться с данными опасно. Речь идет не о добропорядочных людях, пенсионерах и так далее, а о тех, кто имеет доступ к большим массивам информации и не чувствует ответственность за их слив ради своих интересов. Недавний случай со слитой базой водительских удостоверений это еще раз подтверждает.

4. Защита персональных данных. Я считаю, что у нас должен быть жесткий стандарт хранения, передачи и защиты персональных данных. Должна быть возможность контроля людей, которые имеют доступ к закрытым данным и конечно же орган, который будет проверять соблюдаются ли правила. Я не один раз был, например, в сельских советах и видел насколько небрежно там относятся к персональным данным. Человек может просто оставить не заблокированный компьютер и уйти. Подобная небрежность нередко приводит к глобальным проблемам и сливам. Ведь что такое даже водительские удостоверения по сравнению с историями болезней и другой еще более чувствительной информацией, которая может оказаться в публичном доступе? Чем дальше в диджитал — тем ответственнее.

Создать сервис электронного правительства может каждый. Для этого нужно брать инициативу на себя, изучать примеры того, что уже реализовано в соседних странах, городах, регионах. Дополнительно огромным источником для создания таких сервисов могут являться открытые данные. Нужно только понять как они работают и научиться правильно обрабатывать информацию. Главное — желание решить проблему и сделать мир чуть более диджитал.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X