Топ-10 событий в секторе электроэнергетики Украины

4 января 2018, 11:00

Продолжаю подводить энергетические итоги 2017 года. Уже были рассмотрены сектора угольной и газовой промышленности.

На очереди - электроэнергетика.

  1. В 2017 Украина возобновила темпы роста экспорта электроэнергии. По итогам года Украина экспортирует 5,3 млрд. кВт-ч – на 30% больше, чем в 2016 г., когда было экспортировано 4 млрд кВт-ч. Можно говорить о тенденции восстановления уровня экспорта 2011-2013 гг, когда максимальный объем экспорта составил рекордные 9,9 млрд кВт-ч в 2013
  2. Верховная Рада приняла закон "О рынке электрической энергии", который должен ввести новые правила для производства и распределения электроэнергии (рынок на сутки вперед, внутрисуточный рынок, балансирующий рынок, рынок вспомогательных услуг), вводит новых участников на рынок и предлагает новое формирование тарифов. Закон предусматривает, что производители смогут заключать двусторонние сделки купли-продажи с участниками рынка, коммерческими, бизнес-потребителями. Также предприятия, осуществляющие распределение электроэнергии должны быть отделены от производителей и поставщиков. Закон дает возможность свободного доступа к сетям участников рынка на основании публичных договоров. В то же время, реформирования рынка электроэнергии может затянуться на несколько лет, поскольку не решенными остаются вопросы долгов энергорынка, перекрестного субсидирования, необходимых инвестиций для модернизации АЭС и ТЭС в качестве базовой электрогенерации страны.
  3. Украина начала наконец реализацию проекта строительства Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива, которое позволит отказаться от услуг хранения отработанного ядерного топлива в России. В то же время, в 2017 произошло существенное увеличение стоимости строительства Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива из $170 млн (первый контракт в 2005 году.) до $140 млрд (решение Кабмина в 2017 г.). Но рост стоимости прошел без надлежащего обоснования. Кабинет министров предусмотрел сооружение в Чернобыльской зоне Централизованного хранилища для реакторов типа ВВЭР атомных электростанций общей стоимостью 37,217 млрд грн ($1,4 млрд). Стоимость строительных работ составит 0,446 млрд грн, оборудование - 30,456 млрд грн, другие расходы - 6,316 млрд грн.
  4. Состоялась приватизация 25% пакетов акций энергогенерирующих компаний и облэнерго (Западэнерго, Киевэнерго, Донецкоблэнерго, Днепроэнерго, Днепрооблэнерго), которые входят в ДТЭК Ахметова. Ожидаемо, что пакеты акций приобрели родственные с ДТЭК компании из группы СКМ Рината Ахметова. Общая сумма от приватизации, которую получил бюджет, составила 3,7 млрд грн. В то же время продажи пакетов акций Донбассэнерго, Сумыоблэнерго и Одессаоблэнерго не состоялась.
  5. В правительстве заявили, что с 2021 года будет решен вопрос достройки третьего и четвертого блоков Хмельницкой АЭС. Такая возможность рассматривается в контексте намерения правительства реализовать проект энергетического моста "Украина-ЕС" стоимостью €43,5 млн, предусматривающий выдачу электроэнергии с блока №2 Хмельницкой АЭС в энергосистему ЕС. Собственно, полученные за счет экспорта электроэнергии из этого блока средства планируется использовать для финансирования строительства блоков №3 и №4 на Хмельницкой АЭС. Также в 2017 г. консорциум компаний Westinghouse Electric Sweden AB, Polenergia International S.àr.l. и EDF Trading Limited обратился к Минэнерго с предложением принять участие государственно-частного партнерства по проекту энергомоста. В то же время, строительство одного блока АЭС стоит ориентировочно от $2 до $4 млрд, а потому сомнительно, что до 2021 г.. Удастся аккумулировать средства в объеме как минимум 55 млрд грн для строительства одного блока.
  6. В 2017 "регулятор" рынка энергетики и коммунальных услуг НКРЕКП оказался в ситуации блокирования, поскольку были сорваны как сроки назначения новых членов комиссии, так и снижение кворума, который необходим для принятия решений. Верховная Рада приняла спорный юридический, но вынужденное политическое решение и позволила президенту Петру Порошенко самостоятельно комплектовать НКРЕКП конкурсного отбора новых членов регулятора. Президент смог провести необходимые назначения на должности членов НКРЕКУ на срок до трех месяцев. Это должно дать возможность всем участникам энергорынка проводить платежи, осуществлять закупки, продолжится процесс работы над законодательством для нового рынка электроэнергии, состоится установления среднегодовой ОРЦ (оптовая рыночная цена) для всех видов електрогенераций 2018 год.
  7. Весной прошлого года в Украине завершился 5 этап повышения тарифов на электроэнергию для населения. Тарифы выросли до уровня 90 коп/кВт-час при потреблении до 100 кВт-час в месяц и 1,68 грн/кВт-час при потреблении более 100 кВт-час в месяц. В феврале 2015 НКРЕКП утвердила двухлетний график повышения тарифов на электроэнергию для населения. По сравнению с апрелем 2015 тариф на электроэнергию вырос в 3,5 раза. К повышению стоимости электроэнергии составляла 30 коп. (до 150 кВт-ч), 42 коп (от 150 до 800 кВт-ч), 1,34 грн (более 800 кВт-ч). Рост стоимости тарифов на электроэнергию для населения был более продуманным, менее резким и "плавным" по сравнению с "шоковым" ростом стоимости газа (почти в 10 раз).
  8. Не состоялась ожидаемая уже третий год приватизация 78,3% энергогенерирующей компании Центрэнерго. Продажа последней энергогенерирующей государственной компании затягивается с 2015 года. Также приватизация Центрэнерго является одним из ключевых условий систематических переговоров с МВФ.
  9. Компания Укрэнерго заключила соглашение об условиях будущего объединения (синхронизация) энергосистем Украины и Молдовы с ЕNTSO-E. ЕNTSO-E - European Network of Transmission System Operators for Electricity - это европейская сеть системных операторов передачи электроэнергии, объединяет с 2009 электрические сети европейских объединений. Синхронизация предусмотрена в энергостратегии Украины. Инвестиции для подготовки синхронизации украинской энергосистемы с ENTSO-E оцениваются в 11,4 млрд грн. Но речь идет об этапе расширения технических возможностей энергосистемы Украины, а не полноценное объединение. Сумма инвестиций для фактического действующего объединения с энергосистемой России может исчисляться суммой от $5 до 10 млрд.
  10. Завершился договор между Киевской горгосадминистрацией и компанией Киевэнерго об управлении компанией теплосетями Киева. И хотя договор был продлен на время до конца отопительного сезона (апрель 2018), но власть Киева в течение 2017 активно занималась поиском иностранных инвесторов для аренды, концессии или, возможно, приватизации теплосетей столицы. В то же время, приход инвестора будет осложнен тем, что стоимость тарифов на тепло не покрывает необходимые минимальные затраты для проведения ремонтов. Модернизации тепловых сетей и речи. Также проблемой является высокий уровень субсидий в расчетах за тепло. В 2018 коммунальное предприятие Киевтеплоэнерго возьмет на баланс тепловые сети Киева после конечного расторжения договора Киева с Киевэнерго.

Текст колонки взят в Facebook c разрешения автора. Оригинал текста смотрите здесь.

Видео дня

Показать ещё новости
Радіо НВ
X