Сырье против высоких технологий

30 мая 2018, 15:00
Цей матеріал також доступний українською

Сегодня Украина попала в "ловушку бедности", где отсутствуют надежные права собственности; инвестиции краткосрочны; добыча сырья превалирует над обрабатывающей промышленностью; отсюда низкие доходы населения и слабая экономика.

Потеряв технологическую базу, украинская экономика стала зависимой от мировой конъюнктуры цен на сырье. Сегодня у нас среди крупнейших экспортных статей – 55% сырье и полуфабрикаты. 82% украинского экспорта формируется из низкотехнологичных секторов экономики. Доля высокотехнологичного экспорта в общем экспорте продуктов перерабатывающей промышленности составляет лишь 6%, в то время как в прогрессивных странах – 20-49%. Мы импортируем дорогие товары перерабатывающей промышленности с высокой добавленной стоимостью, чтобы с их помощью производить и экспортировать сырье. Это модель депрессивного роста – экономика растет только за счет роста цен на сырье, не используя технологий и науки.

Видео дня

Выходом из этой ловушки может быть только структурные изменения экономики: сокращение отраслей с ниспадающей отдачей (при увеличении объемов производства происходит снижение отдачи факторов производства) и увеличение с растущей (расширение объемов производства приводит к снижению удельных расходов и к росту предельной производительности труда). Другими словами, мы должны сокращать экспорт сырья и товаров с низкой добавленной стоимостью и развивать виды деятельности с высокой добавленной стоимостью – высокотехнологичный сектор, сферу интеллектуальных услуг, IT-индустрию.

Наши ИТ-специалисты регулярно попадают в рейтинги лучших в Европе и мире, но только 17% украинских производств используют инновации, тогда как в ЕС – около 49%. Из-за устаревших технологий и средств производства мы имеем очень низкую эффективность труда: в АПК (одна из крупнейших долей ВВП) один работник формирует добавленную стоимость меньше $7 тыс., в то время как в ЕС – более $26,5 тыс. В промышленности эффективность еще меньше – разрыв между нашей производительностью труда и в ЕС – в 7,5 раз. По уровню технологичности украинская промышленность на треть позади показателей ЕС, по энергоэффективности – в десять. Капиталовложения в высокотехнологичные отрасли уменьшились с 4,4% до 3,4% за последний год.

Отдельной проблемой является сокращение исследователей и ученых. Количество исследователей в прикладных областях упало в 23 раза за время независимости. Это те ученые, которые работали на предприятиях и непосредственно воплощали идеи науки на практике. Освоение новых видов техники сократилось в 14,3 раза. Наша наука финансируется лишь на 0,6% ВВП, тогда как развитые инновационные страны инвестируют 3-4%.

Учитывая состояние нашей экономики и понимание ошибочности пути ее развития как ресурсной, необходима трансформация экономики Украины в инновационную. Только такой фазовый переход может дать шанс нам через 10-15 лет почувствовать улучшения и реальный значительный рост ВВП.

Однако у нас нет волшебной палочки, чтобы одним ее взмахом вдруг стать инновационным государством. Это долгий последовательный процесс перманентных изменений и развития. Кроме политической стабильности, нерушимости выбранного курса в течении десятилетий и верховенства права, как базовых требований, нам нужно уже сейчас начать выполнять ряд стратегических шагов. Но это крайне сложно делать в отсутствии единой нормальной стратегии.

Сегодня за развитие инноваций отвечает порядка 14 разных органов, что означает – не отвечает никто. Среди приоритетов правительства развития инновационной экономики тоже не наблюдается. Написанные в 2009 году стратегии инновационного развития глубоко устарели, да и умерли где-то на полках в НАН.

Нам нужен четкий актуальный план действий, абсолютное понимания приоритетности инновационного развития и широкая общественная поддержка для неизменности выбранного курса.

Сегодня Украина занимает пятидесятое место в Global Innovative Index, который рассчитывается на основе таких показателей, как имеющиеся ресурсы (институты, человеческий капитал и исследования, инфраструктура, развитие внутреннего рынка, развитие бизнеса) и достигнутые результаты (развитие технологий и экономики знаний, а также развитие творческой деятельности). Всемирный банк выделяет в чем-то схожие основные факторы роста инноваций: государственная политика и политическая стабильность, финансовые ресурсы, внутренний рынок, уровень культуры предпринимательства, человеческий капитал и инфраструктура.

Исходя из этого, широкими мазками можно обозначить основные разделы той самой Библии, по которой уже в ближайшем будущем должна жить и развиваться Украина. Если хотите – Стратегии перехода от ресурсной к инновационной экономике:

Институциональные и политические изменения. Улучшение условий ведения бизнеса, снижения уровня коррупции, защита прав интеллектуальной и частной собственности, обеспечение верховенства права, обеспечение стабильности налогового законодательства и др.

Инфраструктура. Развитие R&D и индустриальных парков, реформа научно-исследовательских институтов, улучшение условий трансфера технологий, синхронизация с европейским законодательством по стандартам индустрии 4.0.

Образование и человеческий капитал. Должны быть изменены учебные программы в вузах, стимулироваться развитие внеуниверситетского обучения. Отдельно необходимо развивать программы обучения "цифровых навыков". Создание условий для снижения уровня миграции талантливой молодежи и привлечения талантов из других стран (упрощение визового режима, налоговые преференции, улучшение условий ведения внешнеэкономической деятельности) и прочее.

Развитие внутреннего рынка инноваций. Стимулирование взаимодействия бизнеса, государства и науки (университеты, НИИ). Развитие программ государственно-частного партнерства.

Доступ к капиталу. Улучшение условий для привлечения венчурных инвестиций, государственные программы финансирования инновационных предприятий, налоговые преференции и прочее.

Вышеперечисленное – это лишь указание направлений, каждое из которых должно быть детально проработано на основе анализа текущей ситуации, лучших практик других стран, и, возможно, моделирования. И если этого не делает правительство, то необходимо разрабатывать такую Стратегию самостоятельно.

Да, у меня нет иллюзий, что борьба с коррупцией и верховенство права – это сфера ответственности государства и вряд ли гражданское общество, кроме общественного контроля, может что-то с этим сделать. Однако никто нам не мешает работать над, например, разработкой программ и законопроектов, стимулирующих венчурные инвестиции (кровь инноваций) или создавать условия для взаимодействия государства, бизнеса и инновационных команд (на базе тех же индустриальных парков или онлайн-платформ).

Всегда есть вектор применения усилий для достижения результата и нам нужно объединяться и брать на себя функции государства, если оно с ними не в состоянии справиться. Потому что нам здесь жить, потому что уезжать – не вариант.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X