У стратегии нет альтернативы в бизнесе

13 марта 2020, 09:30

Бизнес-стратегия: динамичная система достижения целей

Профессору и признанному гуру стратегического менеджмента, автору многих книг и статей по этой тематике Генри Минцбергу принадлежит фраза: «Так получается, что стратегия стала словом, которое мы упорно определяем одним способом, а на практике часто используем по-другому». Иначе говоря, слово «стратегия» — это чемпион по несовпадению ожиданий и реальности. Между тем, какое важное значение ей придают в сфере бизнес-образования и профессиональной литературе, и тем, как она выглядит в реальном бизнесе, наблюдается очевидный разрыв.

Видео дня

В условиях неопределённости, когда скорость принятия решений и давление рисков постоянно возрастают, многие компании де-факто отказываются от стратегического планирования и считают, что заниматься им сегодня объективно невозможно. И это характерно не только для бизнес-сектора, аналогичным образом дела обстоят и в государственном управлении.

Почему тогда я много лет изучаю стратегию как бизнес-дисциплину, занимаюсь ею профессионально как управленец и член советов директоров и веду авторский курс по стратегическому планированию в украинской Академии «Делойт»? В чём актуальность темы? В том, что, по моему глубокому убеждению, у стратегического подхода нет альтернативы.

Но что понимают под стратегией в бизнесе-среде?

Слово «стратегия» — это чемпион по несовпадению ожиданий и реальности

Проработав в большом бизнесе более 20-ти лет, лично реализовав немало крупных и рискованных проектов и сейчас участвуя в бизнесе с позиции инвестора, я пришёл к мнению, что стратегия может быть не нужна бизнесу только в одном случае — если вы готовы передать судьбу своей компании в руки конкурентов и случайностей. Все остальные варианты, включая разговоры о «стремительных изменениях» и «хаосе» как поводах о ней не думать — это недопонимание того, как работает бизнес как система и что такое стратегия. Пока вы культивируете такое отношение, вы — часть проблемы. С момента, когда начинаете видеть возможность и ценность другого подхода, проблема становится потенциалом, а стратегия — управляемым генератором изменений.

Правильное понимание — это ключ. Так что же такое стратегия? Что значит «разрабатывать стратегию бизнеса»?

С моей точки зрения, стратегия — это интегрирующая платформа. Я понимаю стратегию как динамичную системную модель бизнеса, которая охватывает три логических блока — целеполагание, планирование и исполнение.

А если говорить по-простому, то:

  • разговор о новом бизнесе — это разговор о стратегии;
  • разговор о новом продукте — это разговор о стратегии;
  • разговор о партнёрстве — это разговор о стратегии.
  • И даже разговор о штатном расписании и бюджете на следующий год — это разговор о стратегии.

Почему? Потому что во всех этих случаях речь идёт о выборе вариантов действий и приоритетов, принятии обязательств и рисков, инвестициях и организационных решениях, которые имеют существенное и долгосрочное влияние на бизнес. Невозможно принять хоть сколько-нибудь важное решение и не повлиять на перспективу компании. Именно создание и реализация такой перспективы и является сферой действия стратегии. Важно научиться всегда держать этот горизонт в виду, принимая повседневные решения.

А что такое стратегия как бизнес-дисциплина? Что значит «изучать стратегию»?

В моём представлении предметом для изучения и освоения в этом случае являются три блока: strategic mindset, toolbox & practice.

1. Mindset — это базовые установки стратегического мышления: системный подход, ценностный подход, конкурентность, креативность и логика.

2. Toolbox — это стратегические инструменты: фреймворки, матрицы и модели. Это ментальные инструменты и навыки, которые позволяют структурировать проблемное поле, выстроить процесс бизнес-мышления и организовать работу с информацией, гипотезами, идеями и т. д.

3. Practice — это навыки перевода сценариев, моделей и идей в практическую деятельность. Я считаю исполнение неотъемлемой частью стратегического цикла и всегда говорю: «Не бывает хороших стратегий, которые плохо исполняются». Неисполняемая стратегия — это стратегия, разработанная неадекватно, без опоры на реальность, без учёта способностей и возможностей для её реализации.

Ключевой элемент здесь — это «майндсет», набор базовых установок и взглядов. В нём есть несколько опорных точек, которые позволяют точнее понять суть.

1. Идеальной стратегии не бывает. Стратегия — это продолжение личных стратегий стейкхолдеров бизнеса и результат взаимодействия их целей и способностей с рыночными возможностями и ограничениями. Поэтому искать некую абстрактную идеальную стратегию смысла нет, вместо этого нужно максимально реализовывать синергию и потенциал тех обстоятельств, в которых мы находимся. Можно ещё сказать, что стратегия бизнеса — это проекция в будущее потенциала людей, его делающих. Потенциал — это суть. Остальное — ресурсы и инструменты.

2. Стратегия не является инструментом планирования. Это инструмент для целостного интеллектуального дизайна бизнеса: анализа рынков, поиска возможностей и ресурсов, оценки альтернатив, моделирования бизнес-сценариев и принятия ключевых решений. Планирование — это обязательный инструмент в арсенале бизнес-стратега, но он производный.

3. Стратегия не снимает риски. Она их проявляет, оценивает и делает рискованные решения осознанными.

4. Стратегия не конфликтует с изменениями и не препятствует им. Она сама продуцирует изменения. Результат стратегии — это бизнес, соответствующий реалиям рынка и требованиям времени.

5. Стратегия не устарела как бизнес-дисциплина. Она устареет тогда, когда устареют визионерство, предпринимательство и интеллект. Потому что это её главные составляющие.

Если держать в уме эти исходные пункты, никакого противоречия между реальностью и стратегией возникнуть не может. И тогда она начинает работать как система достижения целей, живая и динамичная настолько, насколько этого требует бизнес.

Думать и действовать стратегически — это управленческая компетенция, которой можно обучиться. Базируясь на таком подходе, Академия «Делойт» запускает программу, направленную на формирование комплексного подхода к стратегии бизнеса. Стратегическая компетенция — интегральная и основывается на системном понимании того, как работают рынки и бизнес во всех своих аспектах.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X