Стартапы наступают. Что делать корпорациям, чтобы выжить

25 ноября 2019, 15:10
Цей матеріал також доступний українською

Несмотря на стартап-лихорадку и то, что в списке S&P500 компании теперь живут в 3 раза меньше, чем в прошлом века, все чаще можно услышать, что стартапы убьют традиционные корпорации

За выступлением на Lighthouse Corporate Innovation Conference от Civitta и Grape, адаптировано и дополнено специально для НВ Бизнес

Наивно думать, что стартапы противопоставляют огромным механизмам с кучей ресурсов и отточенными традициями. За 2018 год было инвестировано $207 млрд венчурного капитала. Для сравнения, рынок private equity — 582 млрд, рынок акций — 67 триллионов. Стартапы — капля в море.

Видео дня

То, что в парадигме мира диджитал-евангелистов корпорации должны умереть от рук стартапов — это ложная трактовка очень реальной тенденции.

Корпорации умрут от нерелевантности

Главный актив любой компании — люди. Работники и клиенты. В обоих группах растет вес молодых, современных, digital поколений. И они фундаментально отличаются от предыдущих.

Милениалы — некогда популярная тема для обсуждения — уже являются мейнстримом и привнесли изменения в поведение планеты. CB Insights сделали полусатирическую подборку повседневных вещей, которые эта генерация уже перевернула: хлопья на завтрак, рестораны, ритейл, пиво, спортзалы. Угроза для старых брендов — не сами милениалы, а молодые, более адаптивные бренды, супер точно ориентирующиеся в привычках и предпочтениях миллениалов.

Но это цветочки, потому что они родились без гаджетов. А уже подрастает — выпускается из школы, зарабатывает первые деньги и стартует карьеру — Generation Z. Вот они полностью digital natives. И под этим влиянием в них сформировались другие ценности, их память работает в другом режиме. Они живут на TikTok — зайдите, посмотрите.

За 10 лет они будут активными участниками экономической жизни. Morgan Stanley оценивает, что уже в ближайшие годы милениалы и Gen-Z по своим расходам превысят самое богатое поколение — бэби-бумеров — и при этом их потребительский портрет существенно отличается. Города, в которые стремятся Gen Z, привлекают больше венчурного капитала и выращивают лучшие таланты.

Вишенка на торте — новые поколения в качестве работников. В мире набирает обороты неформальная дискуссия вокруг следующего тезиса: «все большая часть из топовых талантов молодых поколений не воспринимает традиционный бизнес, а отдает предпочтение предпринимательству, малым креативным организациям, или же миссии улучшения жизни».

Теплое место в большой уважаемой компании лучших интересует все меньше, зато растет популярность стартапов

Теплое место в большой уважаемой компании лучших интересует все меньше, зато растет популярность стартапов. Среди недавних выпускников МВА в лучших бизнес-школах планеты количество предпринимателей за последние годы выросло в 3−5 раз. Стартапы не спят — и уже составляют 62% работодателей, готовых нанимать таких выпускников (при том, что год назад эта цифра была 45%).

Даже в колыбели лучших корпоративных лидеров — McKinsey — меняется портрет бывшего работника. Теперь каждый пятый идет работать в сектор технологий и инноваций. И это еще поколение Z только приходит в компанию стажерами.

Это — бомба замедленного действия для традиционного бизнеса. Сегодня они себя чувствуют комфортно и имитируют «молодежный» ремонт креслами-мешками. Завтра умная и креативная молодежь их проигнорирует и пойдет работать в стартапах.

Сегодня банки смеются над молодыми «хипстерами», которых котом можно заманить принести свои деньги на виртуальный счет. Завтра у этих хипстеров денег станет больше, появится потребность в прибыльных продуктах — и пойдут они за этим к коту. О преференциях молодежи говорят цифры: в Украине людей в возрасте 16−35 лет — 26%, а среди клиентов Monobank эта группа составляет 75%.

Похожую историю можно представить в медицине: молодежь купит лекарства, поговорив с чат-ботом Ульяной, через ее интерфейс или через Лики24. Аптеки и врачи, куда фармкомпании вкладывают большие маркетинговые бюджеты, превратятся в инфраструктуру.

Если корпорации все же захотят выжить.

Тренировать пенсионера пробежать марафон — не самая рациональная идея. Намного лучше идея найти молодежь-подростков и вырастить из них олимпийских чемпионов. При этом, опыт тренера-пенсионера может быть крайне полезным.

Рациональный выход — не противиться этим изменениям, а открыться к ним. Один из самых действенных методов — открытые инновации. Закон Джоя говорит о том, что кем бы ты ни был — лучшие люди работают не на тебя. Поэтому, чтобы использовать их потенциал, надо не бояться рассказывать о вызовах своего бизнеса и принимать идеи от радикально других игроков.

Если тебя съедает молодой challenger бренд и ты не можешь на таком же уровне удовлетворить пользователей — гораздо продуктивнее стать частью нового и усилить его своим масштабом, чем воевать или закрывать. Закрыть конкурента не означает закрыть потребность пользователя.

Все больше западных корпораций становятся платформами для роста стартапов и создают вокруг себя соответствующую экосистему. Они используют свои ресурсы, знания, умения для того, чтобы помогать запуститься или вырасти стартапам. Многие создают собственные акселераторы или инкубаторы. Растет популярность копроративних венчурных фондов. Один из самых передовых подходов — запускать собственные «корпоративные» стартапы приглашенной предпринимательской командой.

Несколько компаний в Украине начали работать с подобными инициативами ДТЭК, УкрСиббанк, Киевстар, МХП, ОККО, ТАСкомбанк. Их первые успехи говорят о том, что модель в Украине рабочая, в том числе — благодаря опытным экосистемным игрокам, поддерживающим украинские компании.

Поэтому начать работать с открытыми инновациями — задача для всего традиционного бизнеса. Это создает хотя бы какой-то шанс оставаться релевантными в будущем и монетизировать работу с новыми поколениями. Даже если первые попытки не принесут хорошего или вразумительного результата — это все равно лучше, чем повторить путь Kodak или Nokia, которые подобные изменения проспали и умерли.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X