Хип-хоп и Звездные войны. Как музеи завлекают молодежь

7 июля 2019, 09:00

Музеи расширяют горизонты и возможности для восприятия искусства.

«Музеям нужна молодая публика… а молодые люди хотят видеть ивенты, независимо от того, это модные шоу, рок-концерты или открытия выставок», — говорил директор музея современного искусства в Лос-Анджелесе LAMOCA Джефри Дейч.

Видео дня

Современность диктует и требует от культурных институтов идти в ногу со временем, ведь технологии, инфотейнмент и кликовое внимание кардинально изменили правила игры. Сейчас мало быть старейшим музеем с лучшей коллекцией шедевров или современным архитектурным чудом. Сегодня успешность культурной институции зависит от умения быстро адаптироваться и прислушиваться к пожеланиям и ожиданиям посетителей: нужно интриговать, удивлять, создавать неожиданные проекты-миксы на пересечении сфер и направлений, чтобы привлекать внимание аудитории, привлекая новых посетителей и даже поднимая хайп в соцсетях.

Чем живет мир?

  1. Бруклинский музей в 1997 году возглавил Арнольд Леман, который ставил перед собой цель расширить и заинтересовать посетителей, ведь до этого организация была известна преимущественно своей коллекцией египетского искусства. В итоге музей стал примером долгосрочного репозиционирования, благодаря чему удалось привлечь внимание общественности, улучшить посещаемость и привлечь более широкую аудиторию. Итак, основным шагами в этом направлении были: ребрендинг здания — стеклянное оформление фасада, снос забора, открытое пространство для пикников на газоне; бесплатный вход в первую субботу каждого месяца, день, завершался двухчасовой танцевальной вечеринкой, это позволило привлечь 10 000 дополнительных посетителей стандартным 12 000); противоречивые выставки, которые вызвали ажиотаж и резонанс в прессе (на одной из выставок музей представил работу «Пресвятая Дева Мария» Криса Олфи, на которой была изображена черная Богородица); при отсутствии средств для виставок-«блокбастеров» Бруклинский музей обратил внимание на проекты популярной культуры: «Нация хип-хопа», «Звездные войны: Магия мифа» и т. д. «Это элементы того, как мы усиливаем музейный бренд», отмечал директор А. Леман. В 2015 году средний возраст посетителей снизился до 35 лет, тогда как ранее составлял 55+.
  2. В крупнейшем художественном музее Австрии Kunst museum в 2018 году состоялась выставка работ Брейгеля, которую посетили почти полмиллиона посетителей. Это была не просто экспозиция 99 шедевров загадочного автора Ренессанса, но и масштабный мультимедийный проект, созданный при поддержке Getty foundation: интерактивные игры, фильмы, лекции и тематические экскурсии (доступные и онлайн), многочисленная сувенирная продукция (более миллиона проданных репродукций), а также возможность увидеть картины на рентгенорадиографии и через макрообъектив, что позволило рассмотреть мельчайшие детали на холсте. Такого ажиотажа и положительных отзывов давно не видели в мире классического искусства.
  3. К 100-летию немецкой школы архитектуры и дизайна Bauhaus готовится открытие нового музея в Дессау. На первом этаже здания из стекла, бетона и стали будут проводиться выставки и художественные мероприятия, а в «черной коробке» на верхних этажах будет представлена постоянная экспозиция предметов из коллекции Bauhaus. То есть архитекторы и кураторы сразу создают пространство для различных культурных интервенций.
  4. Американский National Building Museum в 2015 году проводил экспозицию «Пляж»— инсталляция с огромным бассейном 900 кв. м, наполненным пластиковыми шариками и пляжными лежаками вокруг. За 2 месяца проекта NBM собрал годовое количество посетителей музея, ведь позиционировал ее как событие Summer Block Party для людей любого возраста. Инстаграмность проектов приводит в музеи тех, кто в других условиях вообще бы не пришел сюда никогда. Исследования на эту тему подтверждают, что просмотр сотен и тысяч фото произведений искусства других людей непременно повлияет на то, как посетитель будет воспринимать арт-объект, увидев его лично. Поэтому съемки в музеях и галереях уже вошли в норму, Селфи и инстаграм локации стали привычной атрибутикой крупнейших институтов (Louvre, Leopold Museum, Tate Modern, Stedelijk, etc).
  5. Открытие новаторской общественной библиотеки OODI в Хельсинки к сто первый годовщине независимости Финляндии — это не только уникальный дизайн здания библиотеки и книгохранилища, но и широкий выбор досуга для посетителей в многофункциональном хабе. Здесь есть студии звукозаписи, музыкальные залы, арт-мастерские с 3D-принтерами, разнообразным оборудованием и гаджетами, медийные классы, многочисленные общественные и выставочные пространства, кафе, рестораны, кинотеатр. Новинка — «Куб», комната с «умными» стенами, в которой с помощью огромных сенсорных экранов человек может создать трехмерную виртуальную реальность и превратить комнату во что угодно (напр., выставка имменсивного искусства или виртуальная операционная для студентов-медиков).
  6. Casa Vicenza — один из наименее известных шедевров легендарного Антонио Гауди в Барселоне, открывшийся в 2017 после длительной реконструкции и реставрации. Сегодня Casa Vicenza — это гибрид исторического музея-резиденции Гауди и современной арт-галереи молодых художников. Это стало возможным благодаря тому, что сооружение, которое до 2014 было в частной собственности, выкупил банк Андорры и вызвался превратить его в доступное для общественности арт-пространство, в настоящее время имеющее чрезвычайную популярность среди любителей искусства и туристов.

Что же в Украине?

  1. В начале 2019 Национальный художественный музей Украины (NAMU) представил выставку на пересечении моды на искусства Chloé Couture — о влиянии бренда на индустрию моды в мире, включавший открытую экспозицию 30 уникальных вещей, материалы с освещением творческого процесса художественных директоров и подборку винтажных журналов L’Officiel. Это нестандартный формат выставки для классического украинского музея, но очень популярный за рубежом. Результаты превзошли все ожидания — очередь в музей была беспрецедентной, особой популярностью проект пользовался среди молодой аудитории. Также музей расширяет аудиторию, устраивая кинопоказы, музейные пленэры, кураторские экскурсии, готовя сувенирную продукцию под выставочные проекты, а также запустив арт-медитации — йога-утра в музее. Ольга Балашова, заместитель генерального директора NAMU по развитию, отмечает: «Мы больше не можем показывать искусство так, как показывали раньше. Неважно, это искусство XVIII века или созданное вчера, — каждый раз это должен быть осмысленный подход к презентации».
  2. В середине июля пройдет юбилейный 10-й Одесский международный кинофестиваль (OIFF), в рамках арт-программы которого состоится «Ночь в музее» — культурный проект в Одесском художественном музее (ОХМ), объединяющая арт-вечеринку, авторские экскурсии с осмотром шедевров коллекции, музыкальным сопровождением от международных ди-джеев, а также нетворкинг для гостей фестиваля. Это проект сотрудничества государственных и частных институтов (Port.agency, Одесский художественный музей, OIFF, Фонд культурной дипломатии UART, Украинский культурный фонд, Night ambassadors), которые видят общую цель, ведь такие события расширяют представление о музейном пространстве, придавая ему новый смысл и значение — культурного хаба и места не только для знакомства с искусством, но и обмена мнениями, коллаборации и создание новых проектов. Ребрендингом и прогрессивным обновлением музея активно занимается команда нового директора Александра Ройтбурга, который не боится выходить за рамки традиционного представления об искусстве (напр. резонансная выставка Влады Ралко и концерт эксцентричной группы «Хамерман уничтожает вирусы»). «Важно, чтобы музей функционировал на разных уровнях. Чтобы проводились лекции, приходили модные люди. Борис Бурда у нас водил экскурсию. Мы проводим „музейники“, выступал Сергей Жадан, поэт Орлуша. Ресторатор Сикорский читает лекции о фарфоре. Борис Херсонский читает лекции об иконе. Начала переосмысливаться экспозиция. Пусть хаотично, пусть местами на уровне провокации, но экспозиция оживает, приходят люди, которые давно перестали ходить, потому что не было ничего нового», — директор ОХМ Александр Ройтбург.

На фоне таких трансформаций архитектурный критик Джонатан Ґленси задается вопросом: «В чем разница между парком развлечений, музеем и туристической приманкой — особенно теперь, когда дизайн новых музеев становится все сенсационнее?». Вопрос, конечно, риторический, но однозначно можно сказать, что сегодня искусство, как и посетители музеев, устали от стерильного «белого куба галерей», стремятся к расширению горизонтов и возможностей для восприятия искусства.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Показать ещё новости
Радіо NV
X