Три тренда модного бизнеса и цифровая печать на текстиле. Как это связано
Что помогает угнаться за быстро меняющимся рынком моды
Невозможно представить и подсчитать, сколько одежды ежедневно выходит из конвейеров фабрик и от имен индивидуальных мастеров, сколько продается через сети ритейл гигантов и у локальных дизайнеров, а сколько изнашивается и выбрасывается. Понятно здесь одно — в современном мире выигрывает тот, кто быстро ориентируется в современных трендах, способен не только их подхватить, но и сформировать.
Какие же основные тенденции
Первая из них — текстильная промышленность продолжает работать в условиях «Fast Fashion». Современные цифровые технологии дают возможность угнаться за быстрым течением рынка моды и, одновременно, провоцируют скорость его течения. Те процессы, на которые раньше уходили недели — сегодня осуществляются за часы. Коллекции создаются быстрее и оборачиваемость бизнеса растет.
Так одно из популярных направлений, печать на текстиле, существенно ускоряет процессы производства, при этом, позволяя выпускать персонализированную продукцию небольшими коллекциями.

Текстильные принтеры используются как на производствах, так и в розничных магазинах, как мировыми, так и украинскими компаниями по производству одежды. Чтобы доступно и понятно объяснить процесс производства, для начала представьте, что в принтере большого формата вместо бумаги используется ткань. Это может быть полиэстер, хлопок, шелк, шерсть. Оборудование, способное печатать на полиэстро- и хлопкосодержащих тканях, доступно уже очень давно в разных областных центрах Украины. Изображение с полной точностью печатается и/или переносится на ткань и через несколько минут дизайнер получает готовое изделие, крой или рулон ткани с авторским принтом. В этом случае дизайнеру не нужно ехать в тур для выбора и покупки тканей в Европу или Турцию, производя изделия с уникальным принтом в Украине. Возможности фактически безграничны, а экономия денежных ресурсов и времени очевидны.
Цифровой принт дает возможность работы во всех ценовых сегментах, от массового рынка, где используются не дорогие полиестеросодержащие материалы, до домов высокой моды, которые традиционно работают с шелком, тончайшей шерстью и другими эксклюзивными материалами.

В коллекциях домов высокой моды успешно используют цифровую печать, достаточно посмотреть на неповторимые работы Александра Маккуина, Мэри Катранзу, Джонатан Сондерс, Ричарда Куинна (на фото платье от дизайнера Ричарда Куинна для Амаль Клуни, супруги Джоржа Клуни, на «New York Met Gala», детально по ссылке). Также с завидной регулярностью на центральном подиуме «Ukrainian Fashion Week» демонстрируются коллекции с принтом.
Тренд на цифровую печать используют на массовом рынке достаточно широко. Чтобы проверить, можно воспользоваться поисковиком и уже через несколько минут вы сможете найти минимум 10 крупных и мелких локальных компаний в Украине, которые предлагают вещь с эксклюзивным принтом. Клиенту остается определиться с типом и размером вещи, готовым предложенным рисунком или разработать свой.

Современные цифровые технологии нанесения принта применимы не только к текстилю, а также позволяют работать с различными материалами (с популярной эко-кожей для изготовления сумок и обуви, со стеклом, МДФ, с керамикой и пластиком для оформления интерьера).
Украинские дизайнеры наступают. И это вторая и очень вдохновляющая тенденция. Очень приятно видеть все больше украинских брендов рядом с ритейл-гигантами. Спрос создают и новые поколения Y и Z, которые хотят отличаться и, как следствие, носить персонализированные вещи. И тренд популярности национальной идентификации, который сделал модным «Made in Ukraine» в целом. Индивидуальный подход и персонализация, капсульные коллекции и уникальные принты актуальные здесь и сейчас — все это ключевые характеристики, которые делают украинского дизайнера и фабрики конкурентоспособными среди множества иностранных брендов. А цифровая печать на ткани — это тот инструмент, который позволяет быстро отреагировать на запросы пользователя и сузить географию производства: от белой ткани до готового продукта — это путь, который пройти можно всего за несколько часов.

Еще одна важная тенденция, особенно заметная среди молодой аудитории — забота об экологии. Это отдельная серьезная тема. Конечно, многое зависит от дохода и благосостояния потребителей. Но мировое сообщество активно поднимает тему защиты окружающей среды в контексте изготовления и утилизации каждого изделия. Индустрию моды называют одним из главных источников загрязнения планеты. Неоспоримое преимущество цифровой печати малыми и средними тиражами — минимизация использования водных ресурсов планеты и существенная экономия электричества по сравнению с классической технологией производства ткани.
Сегодня цифровая текстильная печать является драйвером к новому этапу развития мировой, а также украинской легкой промышленности. Это подтверждает еще один глобальный тренд стремительного роста рынка производства тканей цифровым способом. Так к 2023 рынок вырастет почти на 12%, а глобальная оценка рынка составит 4,9 миллиарда евро. Сегодня, следуя мировым тенденциям, украинские производства тканей либо полностью перестраивают линии под цифровую печать, либо находятся на пути частичной интеграции нового текстильного оборудования. В дальнейшем эти изменения, несомненно, положительно повлияют на украинскую индустрию легкой промышленности, формируя свой уникальный рынок по запросу украинских дизайнеров и потребителей.