Какова роль солнечных электростанций в энергетике
Чистая возобновляемая энергетика – это высокая и правильная цель. Но есть нюансы
Уже во второй раз сталкиваюсь с субъективным способом подачи информации как со стороны СМИ, так и со стороны руководителя местной власти относительно открытия солнечной (ветровой) электростанции.
На этот раз, согласно информации «Слово и Дело», председатель Днепропетровского облсовета Глеб Прыгунов заявил:
«Масштабы и цифры впечатляют. Установлено 750 тысяч панелей, которые способны обеспечить электричеством два средних украинских города. 216 млн евро инвестиций, из которых 46 было израсходовано на украинском рынке. Работа электростанции обеспечит местной общине ежегодно 20 млн грн в качестве платы за землю и 30 дополнительных рабочих мест».
По его словам, введение в эксплуатацию этой солнечной электростанции позволяет отключить один энергоблок угольной электростанции такой мощности, как Приднепровская ТЭЦ или Криворожская.
Во-первых, в самой новости не упоминается, что девелопером проекта и соинвестором является компания ДТЭК, собственно владелец Приднепровской и Криворожской ТЭС.
Во-вторых, опять упоминается тезис о возможности отключения блока тепловой станции благодаря строительству СЭС. Хотел бы обратить внимание уважаемого председателя совета, что солнце светит не круглосуточно и неравномерно в течение года. В частности, в эквиваленте полной мощности электростанции примерно 15% времени в год. А разница по выработке электроэнергии в зимний день и летний может достигать десятков раз. Поэтому, конечно же, если бы два средних украинские города обладали доскональной системой управления спросом и достаточным объемом накопителей энергии (в том числе для межсезонного использования), то могли бы обеспечить потребности исключительно СЭС. К сожалению...
Кроме того, отсутствие ответственности за небалансы для ВЭС и СЭС (то есть неправильное прогнозирование отпуска электроэнергии) в сочетании с низкой прогнозируемостью инсоляции провоцируют огромные отклонения факта производства от плана. Эти отклонения для одиночной СЭС достигают 95% в отдельные часы. В целом же по стране составляют около 40% (ибо облака не одновременно все СЭС закрывают от солнышка).
Что это означает
Что для солнечной станции мощностью 200 мВт необходимо постоянно содержать дополнительные «горячие» резервы в объеме 40-80 мВт на дозагрузки и столько же иметь на разгрузку (т.е. снизить производство электроэнергии на ТЭС, но не отключить блок, потому что за пять минут облачко набежит, и потребуется снова пополнять дефицит мощности). А для старых и немодернизированных в достаточной мере новыми владельцами украинских ТЭС это означает, что для обеспечения стабильного энергоснабжения потребителей в паре с 200 мВт СЭС должны работать полтора или даже два блока ТЭС 200 мВт (они к тому же часто выходят из строя, не забывайте). Такая вот экологическая печаль. Поэтому корректнее было бы председателю облсовета, если бы он оперировал всесторонней информацией по этому вопросу, заявить:

«Строительство этой СЭС позволит увеличить производство электроэнергии на Приднепровской и Криворожской ТЭС при более дорогих, маневренных режимах, однако снизит объем производства в более экономных постоянных режимах, а также на атомных электростанциях Украины».
Впрочем, пока же в украинских реалиях развитие возобновляемых источников создает конкуренцию не для ТЭС, а для АЭС. Мы назвали эту ситуацию «зелено-угольным парадоксом».
Как же решить эту проблему
Для начала Министерство энергетики должно наконец проснуться и утвердить решением правительства порядок проведения аукционов на создание новых генерирующих мощностей и средств управления спросом, как этого требует закон о рынке электроэнергии, а то уже больше года, как мы в Укрэнерго бьем в набат, озвучивая данную проблему, а бумаги все пишутся и пишутся, по почте возятся и возятся, однако нормальной конкурентной и прозрачной процедуры до сих пор нет.
Во-вторых, все пока еще стыдятся, публично перерезая ленточки на солнечных электростанциях, заявить: «Теперь украинцы станут еще больше платить за электроэнергию, потому что уже третий год разрабатывается и голосуется закон, который должен изменить чудовищную ситуацию, где одна из беднейших стран Европы платит самую большую цену за чистую энергию. В частности, эта электростанция к 2029 году включительно будет продавать вам электроэнергию по 4,5 грн за киловатт-час (с полным покрытием курсовых рисков), а не по 1,30 грн (как средневзвешенная на текущем рынке) и даже не по 1,9 -2 грн, как уже упомянутые выше ТЭС».
А от себя добавлю, что законопроект, согласно которому цены на электроэнергию из возобновляемых источников должны быть снижены, разработан и внесен на рассмотрение Рады по депутатской инициативе неравнодушных парламентариев на основании предложений международных финансовых организаций, а не правительством страны в лице центрального органа исполнительной власти, которому надлежит реализовывать политику в сфере энергетики.
Чистая возобновляемая энергетика на 100% – это высокая и правильная цель для всего мира. В том числе и моя лично. Но не такой ценой и не такими методами, как это происходит в нашей стране. Необходимо в корне менять государственную политику в этой сфере, причем в срочном порядке.
А то, что иностранные инвестиции поступают и создано 30 рабочих мест, – это хорошо.
Текст опубликован с разрешения автора
Больше мнений – в разделе Эксперты НВ Бизнес