Как основать социальный стартап и не прогореть

28 июля 2019, 09:00

Четыре совета как начать бизнес с социальным смыслом

Каждый раз, когда я слышал рассказы о бедняках, меня поражали истории, полные грусти, опустошения и безысходности. Я жертвовал какие-то средства, понимал, что это не изменит ситуацию — но очень хотел быть полезным в жизни других людей.

Видео дня

Учась в аспирантуре в Риме, я услышал речь Кьяры Любих — лауреата премии ЮНЕСКО за воспитание в мире. Кьяра рассказывала истории о бедных, которые отличались от тех, что я слышал раньше. Это были истории о том, как вчерашние бедняки стали трудолюбивыми предпринимателями и делали все, чтобы улучшить жизнь своей семьи. Так я узнал о новом способе изменить мир, который давал мне возможность взаимодействовать с людьми, делиться знаниями и ресурсами.

Это очень повлияло на меня — и после защиты докторской диссертации я переехал в Бразилию, чтобы увидеть все собственными глазами. Впоследствии мне представилась возможность работать в центрах реабилитации людей с нарко- и алкозависимостью Мексике и Гватемале. Я видел, как происходят изменения в жизни местных людей — они хотели сделать что-то, опираясь на собственные силы.

Вернувшись в Украину, вместе с друзьями я основал социальную академию. Мы обучаем людей решать социальные проблемы предпринимательскими механизмами.

Найдите идею, которая будет вас вдохновлять

Самые успешные предприниматели не устают повторять: нельзя начинать проект только из желания заработать. Даже очень доходный бизнес рано или поздно приведет к опустошению — если не будет наполнен дополнительным содержанием. Влечение людей к социальным проектам в последнее время особенно заметно — это свидетельствует о том, что сегодня мы все активно ищем смысл своей деятельности.

Часто люди входят в социальное предпринимательство через свою личную историю, или даже трагедию. Человек остался без работы, в семье родился ребенок с отклонениями, парень сломал позвоночник и вынужден по-новому строить свою жизнь — у каждого своя история и свои проблемы. Человек их решает, начинает помогать другим — и создает собственный бизнес, который его обеспечивает.

Технологии изменили все: с уменьшением цен на производство на рынке появились продукты, которые раньше оставались в списках перспективных идей. И у нас есть прекрасная возможность использовать эти инновационные подходы в пользу человечества. Так же, как и обычный бизнес, социальные предприятия производят и реализуют продукты или услуги. Но ориентируются не только на финансовый, но и на социальный эффект. Они стремятся уменьшить влияние человека на экологию, дать молодежи работу, побороть дискриминацию, помочь людям с ограничениями или особенностями.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Исследуйте вашу целевую аудиторию

Не стоит начинать реализацию проекта, пока вы не поняли свой продукт (его «форму»), «боль» потребителя (которая вызывает потребность пользоваться вашим продуктом) и пользу, которую он от него получит

Самая распространенная ошибка — желание быстро сделать прототип. Не стоит начинать реализацию проекта, пока вы не поняли свой продукт (его «форму»), «боль» потребителя (которая вызывает потребность пользоваться вашим продуктом) и пользу, которую он от него получит. Иначе легко попасть в ситуацию, когда после запуска бизнеса оказывается, что у аудитории нет нужды в вашем продукте.

То, насколько нужны ваш продукт или услуга, можно понять только с первыми продажами. И если их нет, стоит переформулировать ценностное предложение, изменить адресата сообщения или концепцию проекта.

Найдите инвестиции

В Украине социальные предприниматели достигают чего-то не благодаря, а вопреки. Они преодолевают большое количество барьеров, но не останавливаются — ведь руководствуются осознанной идеей.

При выборе инвестора важно, чтобы цель, видение и ценности будущего социального предприятия разделяли все партнеры. Советую принимать участие в отраслевых форумах и конференциях, в конкурсах стартапов и мероприятиях по венчурному инвестированию — в них участвуют потенциальные инвесторы.

Такие конференции и мероприятия предоставляют прекрасную возможность получить экспертизу и анализ проекта от лидеров рынка, как говорится из «первых рук». Сотни, а то и тысячи людей увидят презентацию проекта, стартаперы получат обратную связь, найдут партнеров, а кто-то даже станет первым клиентом.

Стартаперы — современная версия золотоискателей позапрошлого века. Прежде чем найти золотую жилу, им приходится перелопатить кучу пустой породы


Постоянно тестируйте свой продукт (методика экономного стартапа)

Стартаперы — современная версия золотоискателей позапрошлого века. Прежде чем найти золотую жилу, им приходится перелопатить кучу пустой породы. В большом бизнесе уже построены все процессы, есть понятная стратегия и видение развития. А стартап — это не маленькая версия крупной компании, а временное состояние, когда вы тестируете гипотезы и ищете рабочую бизнес-модель.

Из-за высокой неопределенности условий, в которых развивается стартап, к нему не следует применять традиционные бизнес-подходы. Поэтому мы предлагаем слушателям наших программ использовать методику экономного стартапа. сначала создается «миниатюрная» версия продукта, которая оценивается потребителями. И только после этого принимается решение, продолжать разработку продукта или нет.

Стартап — средство для проверки гипотез относительно построения бизнеса. Его главные задачи — тестирование гипотез, изучение отзывов потребителей в процессе создания продукта, а также разработка продукта «короткими циклами». Это конкретнее, точнее и быстрее, чем прогнозирование рынка или классическое бизнес-планирование.

Специально для НВ Бизнес
Больше мнений — в разделе Эксперты НВ Бизнес

Показать ещё новости
Радіо NV
X