Онлайн или офлайн? Украинский ритейл в поиске баланса

13 декабря 2019, 14:00
Цей матеріал також доступний українською

Прогнозы о неминуемом кризисе традиционного ритейла не сбылись. Что дальше

Темпы роста рынка электронной коммерции повсеместно замедляются. При этом во всем мире мы видим растущее желание онлайн-площадок иметь представительство в реальности. Это говорит в пользу того, что за синергией онлайн и офлайн форматов или омниканальностью — будущее.

Видео дня

Самым ярким из украинских примеров выхода из сети в реал является опыт крупнейшего онлайн-ритейлера в стране — «Розетка», который уже успешно оперирует десятью магазинами и точками выдачи по 164−6 000 м2. Этой осенью свою первую офлайн-точку (37 м2) открыл и книжный интернет-магазин Yakaboo. Сейчас мы часто получаем предложения даже от маленьких онлайн-магазинов, узкоспециализированных, предлагающих сувениры, подарки, товары для дома, которые задумываются об открытии офлайн-точки.

Однако для небольших интернет-ритейлеров открытие первой точки в рознице скорее является экспериментом в поиске роста новых возможностей. Другими словами, офлайн продавцы хотят стать ближе к своему потребителю. И это общий тренд, независимо от формата бренда: идет сближение онлайн и офлайн, и преимущество будет на стороне тех ритейлеров, которые сделали ставку на омниканальность, равноправное развитие обоих каналов.

Цена на акции Амазон, лидера онлайн-продаж, снизилась. А вот акции Inditex и H&M, сделавших ставку на оба канала продаж, начали умеренный рост

Это подтверждает и статистика роста доли омниканальных ритейлеров в мире на фоне снижения доли «чистых» онлайн-ритейлеров. Если в 2015-м доля омниканальных была около 9,4% среди покупок, совершенных в интернете, то сейчас 12,5%. Это, кстати, отображается и на финансовых рынках. Цена на акции Амазон, лидера онлайн-продаж, снизилась. А вот акции Inditex и H&M, сделавших ставку на оба канала продаж, начали умеренный рост.

Росту омниканальности способствует его комфортный для покупателя механизм: посмотрел в интернете, выбрал, забронировал или заплатил, забрал из магазина с возможностью потрогать руками, примерить/посмотреть и принять окончательное решение.

Не зря 50% покупателей фешн-товаров хотят забрать свою покупку из магазина — Click & Collect. И как показывает практика, это самый удобный вариант для современного человека: имея активный график, не стыковаться с курьером, а спланировать так, чтобы заехать в определенную точку.

Рознице это тоже плюс: если покупателю не подошел выбранный товар, ему можно быстро предложить что-то альтернативное, шансы, что он уйдет с покупкой гораздо выше, чем у спонтанного посетителя. Причем работает синергия: на какой бы площадке потребитель не сделал первую покупку, велика вероятность, что он вернется и сделает выбор в пользу этого же бренда на другой площадке.

Безусловно, структура продаж онлайн/офлайн отличается в зависимости от сегмента и дохода населения. К примеру, в Европе, по данным Colliers International (EMEA), в фешн-индустрии онлайн составляет в среднем 20−30% в общей структуре продаж, в то же время, по данным Gfk, электроника представлена онлайн больше, доля онлайн продаж бытовой техники превышает 50%.

Прогнозируется, что количество операторов, которые запускают программы омниканальности, с каждым годом будет расти из-за необходимости иметь эффективную связку розничной сети с возможностями продажи онлайн. В то же время, глобально в ближайшие десять лет рынку офлайн-ритейла ничего не угрожает. Торговые центры будут актуальны, однако может измениться формат магазинов: кроме продаж основных коллекций, магазины будут одновременно выполнять функции точек выдачи.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X