Реинтеграционная безнаказанность
Хорошо продуманный бизнес
Интересные факты для польской публики открыл расследовательский материал тамошнего издания Dziennik.Pl. Его журналисты исследовали схему руководства так называемой ЛНР, что позволяет им продавать антрацит в Польшу транзитом через Россию, получая за это сверхприбыли, фактически находя дополнительные средства для финансирования сепаратизма на востоке Украины.
В фокус расследования попала трейдинговая фирма Doncoaltrade. Главным акционером и президентом компании является некий Александр Мельничук. Он известен тем, что ранее был заместителем "министра энергетики ЛНР". Того, что и в дальнейшем он занимает эту "должность" польским журналистам установить не удалось.
Его совладельцем в документах указан Роман Зюков, которому принадлежат 40% акций компании. Роман – сын Юрия Зюкова, бывшего регионала, заместителя министра энергетики в правительстве Януковича, заместителя министров энергетики Бойко, Продана и Демчишина, и еще советника министра Насалыка, а также крестного отца внучки Юлии Тимошенко. Многовекторность в действии.
В апреле 2016 СБУ анонсировало проверку Юрия Зюкова на предмет связей с ЛНР. Однако доблестные правоохранители тогда ничего не нашли.
Маршрут через Россию до Вислы не является единственной дорожкой, протоптанной добросовестными трейдерами. Есть еще и южный рукав этого Большого Антрацитового Пути: часть антрацита едет в оккупированный Россией Крым, а еще часть транспортируется по Черному морю в Турцию. В российском военно-морском судоходном реестре польскими журналистами был найден сертификат Doncoaltrade для отгрузки антрацита на море. Срок его действия истекает в мае 2018 года.
Гениально. Диверсификация путей поставок – основа разумного планирования бизнеса. И этот бизнес действительно хорошо продуман. Ведь запрет на импорт товаров в ЕС, принятый в 2014 году, касается только Крыма и Севастополя, однако отнюдь не охватывает территорию Донбасса. Более того, Doncoaltrade еще в 2013 году был освобожден польским министерством финансов от уплаты акцизного сбора.
Дилемма возвращения
Какова нынешняя актуальность этой истории, о которой на самом деле еще до поляков писали и наши СМИ? А в том, что Верховная Рада на текущей сессии просто обязана урегулировать вопрос законодательных пробелов в юридическом статусе Донбасса и квалификации событий, происходящих там уже больше трех последних лет.
В среду в Верховную Раду Президент внес два cвои законопроекта о реинтеграции временно оккупированных территорий, и общественность наконец получила возможность с ними ознакомиться. Текст, мягко говоря, разочаровывал. В нем совершенно не упоминается о Крыме как временно оккупированной территории, все концентрируется только на Донбассе. Законодательно закрепляется обязательность выполнения Минских договоренностей. Отсутствуют положения об ответственности за совершенные преступления и о контроле за движением товаров через линию разграничения. Президентский законопроект фактически консервирует безнаказанность мародеров из руководства самопровозглашенных республик.

В тот же день депутаты из фракции "Самопомощи" зарегистрировали альтернативный законопроект 7163-1, который устраняет все вышеуказанные недостатки. Однако какой вариант соберет больше голосов? Тем более президентские законопроекты будут рассматриваться в сессионном зале уже сегодня.
Власть обязывает?
Прежде чем голосовать в рамках узкопартийной целесообразности, каждый из почтенных депутатов должен задать себе несколько простых вопросов. Долженли криминалитет в маске фейковых властей "народных республик" оставаться безнаказанным? Почему непременно возвращение Донбасса и Крыма в состав Украины должна быть индульгенцией для бизнес-сделок в стиле Doncoaltrade? Будут ли их сверхприбыли из подобных мельничуковских схем легализованы и прощены нашим добросердечным государством? И действительно ли украинское общество обладает способностью терпеть несправедливость до бесконечности?
Ответ на эти вопросы знают все. Однако каждому депутату должно хватить мужества сделать эти ответы ориентиром для собственных действий в сессионном зале. Власть обязывает. Человеческие судьбы – это не антрацит, который можно продать и забыть.