Цифровизация страны – рынок ИКТ
В Украине мы много говорим о сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), очень мало касаемся вопросов «цифровизации» страны.
Зеркалом состояния модернизации Украины при помощи «цифровых технологий» является внутренний рынок ИКТ, неоднократное падение которого за последние 3 года по сути означает замедление темпов модернизации (цифровизации) экономики, бизнеса и т.д.
Парадокс в том, что на одной территории и в одной среде существуют два явления, которые, на первый взгляд, не должны бы сосуществовать вместе:
- масштабная «цифровизация» украинскими ИКТ-компаниями иностранных экономик;
- минимальная «цифровизация» украинскими ИКТ-компаниями экономики самой Украины.
Это объясняется, прежде всего, тем, что на международной арене спрос на услуги украинских ИКТ-компаний и их талантливых разработчиков выше, чем спрос на их услуги в Украине. Это также означает, что зарубежные страны, экономики, компании осуществляют цифровые трансформации, то есть становятся богаче, эффективнее и конкурентоспособнее на глобальной арене. К сожалению, это также означает и то, что украинская экономика этого не делает, а значит, она будет и в дальнейшем отставать, все больше превращаться в ресурсно-аграрную.
Создание идей, IT-продуктов, программного кода, услуг – это примеры использования интеллекта, что создает продукты с высокой добавленной стоимостью, другими словами, это примеры капитализации знаний, то есть проявление «экономики знаний», а не экономики природных ресурсов.
Неутешительный вывод: украинский интеллект строит «экономику знаний» где угодно, но не в Украине. И это не вина компаний и граждан: они делают это там, где есть реальный запрос на их интеллект и знания, где есть работа. Делая мир вокруг лучше, украинские цифровые таланты или ограничиваются номинальным физическим расположением в Украине, или вообще покидают страну.
Отток высококвалифицированных кадров за границу (brain drain) к концу 2016 года составит до 10000 специалистов. Уезжают лучшие. По подсчетам экспертов 1 программист - это ориентировочно 1 млн долл «продукции», которую он создает. Фактически, это проинвестированный в другие экономики «интеллектуальный капитал» Украины.
Не возникает сомнения, что ключевым условием цифровизации Украины является формирование внутреннего спроса на цифровые технологии и потребление их секторами экономики, гражданами, бизнесом, государством.
Следует констатировать, что в Украине отсутствует официальное и объективное видение развития «интеллектуально-емких, креативных, инновационных рынков", в том числе «цифровых». Ключевой принцип успешной политики в этой сфере – это не регулирование или формальное отношение, а попечительство с целью развить, приумножить и использовать возможности и наработки ИКТ-компаний (локальных и международных) для конкурентоспособности и эффективности всех других компаний, то есть компаний из других секторов экономики.

Структура рынка ИКТ очень дифференцирована. Это десятки видов деятельности, каждый из которых способен капитализироваться и «жить» отдельно от других (генерация идеи, дизайн, программирование, тестирование, интеграция, телеком-провайдинг и т. д). Каждый вид деятельности имеет свою специфику, проблемы, рынки. А значит модели для их поддержки, развития и стимулирования – по своей сути будут разными.
Для примера, компаниям-екпортерам услуг (разработка ПО, аутсорсинг) болит рынок квалифицированной рабочей силы, в то время как компаниям – локальным интеграторам ИКТ – болит падение в 5-6 раз внутреннего рынка потребления. Стоит отметить, что поддержка и стимулирование не обязательно ограничивается только вопросами налогообложения, а в некоторых сегментах налогообложения сейчас не проблема вообще.
Итак, «цифровизация» Украины – это вопрос развития внутреннего рынка потребления продукции и услуг сферы ИКТ. Нет рынка – нет «цифровизации», нет «цифровизации» – нет эффективной и конкурентоспособной экономики.
Сценарии развития.
Дальнейшее развитие внутреннего рынка ИКТ в Украине будет происходить по одному из двух сценариев – базовому или форсированному.
Базовый сценарий предполагает инерционное продолжение имеющихся тенденций: стагнация рынка, падение спроса на ИКТ, трудовая миграция, а государство, которое если и будет осуществлять стандартные и формальные шаги, для ощутимого роста их будет недостаточно. Этот сценарий будет иметь лишь незначительное влияние на модернизацию экономики, развитие рынка инноваций, инновационного предпринимательства, и общего состояния «цифровизации» страны.
Форсированный сценарий предполагает устранение законодательных, институциональных, фискально-налоговых, денежно-валютных барьеров, препятствующих развитию рынка ИКТ, принятие мощных мер по стимуляции «цифровизации» секторов экономики и бизнеса, инициирование государством масштабных траснформационных проектов цифровизации на базе современных моделей государственно-частного партнерства.
Главной мотивацией государства пойти по форсированному сценарию развития должна стать способность «цифровых» технологий влиять на производительность и эффективность экономики и бизнеса. Отрасли, использующие ИКТ, растут от 2 до 4 раз быстрее, чем в среднем по отраслям. Сферы жизнедеятельности (образование, медицина, транспорт и т.д.), модернизирующиеся благодаря ИКТ, становятся намного эффективнее и создают новую ценность и качество, которые очень часто приводят к полной трансформации старой системы.
Такие результаты означают общенациональный экономический прирост, увеличение экономического эффекта, интенсификации бизнес-деятельности, а следовательно и налоговых поступлений, роста ВВП, оздоровление денежно-кредитной системы, приток новых инвестиций и т.д.
В соответствии с форсированным сценарием ключевой стратегией Украины по «цифровизации» должна стать работа с внутренним рынком, а ключевыми инициативами – формирование у потребителей (бизнес, государство, граждане) мотиваций и потребностей в «цифровых технологиях».
Другими словами, путь к эффективной стране и экономике (читай – цифровой) проходит через рынок ИКТ. Вопрос лишь в том, как мы будем двигаться: медленно и неуверенно или поверим и начнем реактивно ускоряться.
В конечном счете, от «цифровизации» будут выигрывать как потребители, так и производители. Трудно понять политику любого государства, которое не было бы заинтересовано в использовании потенциала «цифровых» технологий для модернизации собственной страны.
Государственные подходы по формированию мотиваций у потребителей технологий могут быть различными, однако, среди других, именно фискально-налоговые остаются ключевыми:
- инициативы по обеспечению финансовой доступности «цифровых» технологий для потребителей. Цель – через соответствующие налоговые и таможенные механизмы удешевить цифровые средства, программного обеспечения, компьютерной техники и другого цифрового оборудования. Для примера, согласно данным аналитического доклада Всемирного банка «Цифровые дивиденды» уже насчитывается 74 страны со средним и высоким уровнем доходов, которые ввели специальные ввозные пошлины на «цифровую» технику.
- инициативы по обеспечению доступности финансовых ресурсов для закупки или кредитование проектов «цифровизации» бизнеса, промышленности и т.д. Цель – стимулировать бизнес через соответствующие механизмы фондирования, например, через специализированные фонды совместного инвестирования, венчурного финансирования и тому подобное, в которых государственный капитал может выступить в роли миноритария в качестве положительного сигнала международным кредиторам крупному международному бизнесу и т.д.
Цель формирование мотиваций государством проста: поощрить потреблять и использовать технологии, то есть сделать так, чтобы технологии были доступны бизнесменам и гражданам, чтобы желание модернизировать, оптимизировать, ускорить и развить собственный бизнес и жизнедеятельность смогли реализоваться.
Государственные подходы по формированию потребностей у потребителей включают широкий арсенал средств для использования, прежде всего, в сферах, которые являются государственными или граничащих с государственными. Для примера, возможность обучения в средних школах с использованием мультимедийного учебного контента означает формирование потребностей в использовании услуг и продуктов сферы ИКТ, начиная от подключения к широкополосным сетям (wifi, 3G) и использования соответствующих средств доступа (планшеты, нетбуки).
Другими словами, основной объект внимания государства в «цифровом» мире – это мягко, целенаправленно и инновационно создавать в стране в различных сферах жизнедеятельности условия, которые побуждали бы граждан и бизнес вместо привычных физических (традиционных) средств и инструментов использовать «цифровые». В таком ракурсе ключевой деятельностью государства в этом вопросе является инициирование национальных проектов «цифровизации»и поиск релевантных моделей государственно-частного партнерства для их реализации.
Государственные управления Украины, их масштаб, территориальная распространенность предоставляют огромные возможности на начальном этапе для формирования на их базе потребностей граждан в «цифровых» технологиях и превращение их в пользователей. Через систему образования, медицины, электронного управления, транспорт, смарт-сити формирование потребностей граждан и бизнеса происходит естественно, рыночно и имеет двойной эффект – «цифровыми» становятся все. Для примера, возможность взаимодействовать с медицинским учреждением или государственным учреждением он-лайн создает потребность у гражданина в приобретении и использовании соответствующих технологий. Понятно, что социально незащищенные граждане должны пользоваться соответствующими инструментами государственной поддержки.
Как вывод, при условии проведения политики формирования у потребителей мотиваций и потребностей, рыночные механизмы и природные способности украинцев сделают свое дело: вместе с модернизацией страны трансформационные изменения претерпевает и сама индустрия ИКТ Украины, ее потенциал и таланты начнут работать на собственную страну.
Также стоит отметить важность развития специализированных технопарков, «ИТ-фикации» промышленности, современной «цифровой» (телекоммуникационной) инфраструктуры, системы повышения «цифровой» грамотности и компетенций и т.д. Требуют переосмысления и интенсификации процессы по созданию инновационной инфраструктуры Украины - фондов, инкубаторов, офисов трансфера технологий, центров развития компетенций, патентного регулирования, вопросы юрисдикций и т.д.
Стоит провести основательный анализ состояния сотрудничества Украины с мировыми производителями продукции «ХайТек», включая, прежде всего, сферу «цифровых» технологий. Целесообразно разработать «win-win» фреймворк и систему взаимодействия с непосредственными разработчиками инноваций и технологий. Присутствующие в Украине международные бренды, которые фактически создали «цифровой» мир, год за годом «сворачивают» свое присутствие и переводят ресурсы на соседние страны. При отсутствии совместных инициатив развития их деятельность в большинстве случаев – это скорее присутствие номинальное ради продаж продукции, а не развития рынка инвестиций, R&D и т.д. Потенциально, Украина для таких компаний – это также и место, с которого им удобно было бы осуществлять управление территориями Восточной Европы и странами СНГ.
Государственное управление сферой ИКТ целесообразно переносить от вопросов управления сферой ИКТ к вопросам цифровизации страны. Влияние «цифровых» технологий превращает государственных чиновников – менеджеров соответствующих сфер фактически в «отраслевых CЕO». Таким образом, существует потребность в переосмыслении предмета государственного управления и создании новых более современных форматов управления.
Следовательно, внутренний рынок ИКТ и «цифровизация» Украины является одним целым с точки зрения управленческих, организационных, инвестиционных, финансовых и т. д усилий. Гармоничное развитие обеих сфер на основе рыночных механизмов и государственного «смарт-активизма» позволит в течение нескольких лет (вместо десятилетий) секторам экономики и сферам жизнедеятельности совершить гигантские шаги, быть перенесенными из устаревшей среды в современную и даже сверхсовременную, то есть осуществить так называемый «цифровой скачок».