Проблемы новой системы закупки лекарств
Уже после его вступления в силу в нем обнаружилось немало недостатков, которые необходимо отдельно урегулировать. Отмечу, что работодатели выступали за этот закон. Мы понимали, что он создает конкурентную среду на рынке. А без конкуренции невозможно снизить цены на лекарство и повысить качество.
Я глубоко уверен, что до 2019 года мы создадим на рынке и особенно в сфере госзакупок настоящую конкуренцию, что обеспечит снижение цен. Безусловно, организовать честные закупки можно было и своими силами, без участия международных организаций. Но если решили привлечь их, пусть будет так.
Сейчас, к сожалению, нельзя сделать окончательные выводы о том, как работает закон, поскольку в его рамках проведены закупки лекарств только по одной официальной программе "Туберкулез", которую провел ООН.
Тендеры также проводила британская компания Crown Agents. Говорить об их эффективности нельзя, поскольку проведены они были еще в декабре, сейчас март, а результаты еще официально не опубликованы.
Что касается UNICEF. Здесь вообще нет никаких данных. Мы даже не знаем, прошли ли торги.
Впрочем, даже те торги, которые уже состоялись, говорят о наличии серьезных проблем, которые необходимо решить в ближайшее время. Речь идет о неодинаковом подходе к украинским и зарубежным поставщикам. Дело в том, что для импортеров международные организации устанавливают закупочные цены в долларах. А для нас в гривне по курсу 22,5.
Сейчас курс доллара уже 27 гривен. Выходит, что для нас закупочная цена автоматически на 21,6% ниже, чем для импортеров.
Например, если бы с нами рассчитывались долларами, то отечественные производители победили бы в тендере на поставку ряда лекарств по программе "Туберкулез".
Необходимо ввести равный подход ко всем производителям, и я надеюсь, что в тендерах 2016 года международные организации в письменных соглашениях с Минздрав исправят эту дискриминацию.
Конкуренция предполагает равные и честные правила игры для всех. Этого мы собственно и добиваемся от устроителей конкурса.