Привлечь CEO или самому остаться у руля?
Каждый успешный предприниматель на той или иной стадии развития компании сталкивается с проблемой: стоит ли брать наемного менеджера для своего бизнеса
Найти себе замену или оставаться руководить бизнесом? Кто будет более эффективен? Как не наломать дров в этом вопросе? А возможно лучше найти операционного директора, который возьмет на себя всю рутинную “операционку” и остаться во главе компании. Многие украинские собственники годами пытаются решить для себя эти вопросы, сталкиваясь с разными сложностями и аспектами в этом вопросе.
Одна из причин поиска наемного СЕО заключается в том, что задачи, стоявшие перед основателями в момент создания бизнеса и до его эффективной раскрутки и масштабирования, отличаются от задач руководителя, когда бизнес стабилизировался и набрал обороты. Компания выросла в крупную организацию, и сейчас необходимо внедрять политики и процедуры, стандарты управления, проводить регулярные собрания топ команды, внедрять CRM системы и т.д. Эти задачи в корне отличаются от задач, что были раньше.
В мировой практике, если взять технологические компании, можно увидеть разные примеры успеха как собственников – CEO, так и наемных менеджеров. Первый вариант – это Джефф Безос из Amazon, Билл Гейтс из Microsoft, Ларри Эллисон из Oracle, Стив Джобс из Apple, Брайан Чески из Airbnb, Марк Цукерберг, Facebook. Хотя Цукерберг, вероятно, не является идеальным примером в данном контексте, так как у него работает уникальный кандидат на должности CОO – Шерил Сэндберг, которая сама по себе обладает сильными лидерскими навыками, и могла бы легко занять позицию CEO. Кстати, по данным американских СМИ ее рассматривали как потенциального кандидата на должность CEO Uber, когда совет директоров искал замену основателю компании Трэвису Каланику.
Из успешных кейсов наемных СЕО, где у основателей был выбор остаться у руля или найти CEO, можно назвать Джеффри Вейнера из LinkedIn, Мег Уитмен из EBay, Дик Костоло из Twitter, Тим Кугл из Yahoo!
В этом вопросе есть свои за и против, нужно анализировать каждую отдельную ситуацию и при рассмотрении всех факторов принимать решение о поиске CEO кандидата. Также крайне важно для собственников заранее определить для себя, на какие конкретные задачи придет новый человек.
К примеру, Дара Хосровшахи, новый CEO Uber, заступивший на пост в 2017 году, был нанят под конкретную задачу – после многочисленных неприятных ситуаций в компании, снизивших репутацию среди клиентов, восстановить имидж компании и улучшить клиентский сервис.
Сатья Наделла, новый CEO Microsoft, который сменил Стива Балмера, и стал 3м СЕО за историю компании, пришел изменить и создать новую корпоративную культуру компании. За 4 года Сатья Наделле удалось провести феноменальные изменения в культуре компании, ее ценностях, трансформировать Майкрософт. Как результат, акции компании взлетели, и положение компании на рынке заметно улучшилось.

Цель Тима Кугла, которого наняли на роль СЕО основатели Yahoo! Дэвид Фило и Джерри Янг, была преобразовать компанию из небольшого стартапа до крупнейшей в мире интернет компании.
Итак, если все-таки основатель принимает решение о найме управленца, есть несколько аспектов, которые обязательно нужно принять во внимание:
– Необходимо четко определить, на какие конкретно цели и задачи будет нанят новый CEO: экспансия на новые рынки, масштабирование бизнеса, трансформация культуры, операционное управление, формирование новой холдинговой структуры, реорганизация и т.д. Разные цели – разные профили потенциальных кандидатов. Исходя из этого, можно строить портрет кандидата для поиска.
– Нужно обеспечить эффективный и осознанный процесс передачи
полномочий новому СЕО. Собственник должен четко прописать права и обязанности
для нового СЕО, а также обозначить функции, которые остаются за ним. Это
понимание создаст прозрачные правила игры для возникающих вопросов в будущем.
– На этапе договоренностей, нужно разработать четкий план с CEO
на ближайшие полгода со всеми деталями и контрольными точками. Удостовериться,
что у сторон одинаковое видение по всем оговоренным вопросам. Все вопросы на
данном этапе должны быть учтены и озвучены. В противном случае, именно те вопросы,
которые остались без внимания, или стороны посчитали их незначительными, могут
быть камнями преткновения и непонимания между сторонами в будущем.
– Способствуйте тому, чтобы команда приняла нового
руководителя. Предоставьте полную поддержку новому CEO. Необходимо
продемонстрировать перед всей командой, что Вы доверяете ему и с этого момента
все вопросы должны решаться с ним напрямую, а не в обход с владельцем компании.
– На этапе принятия решения по кандидату финалисту, необходима полная химия между собственником и кандидатом, уверенность, что это именно тот человек, с которым вы хотите в плотной связке работать и взаимодействовать в ближайшее время. Если есть сомнения, не нанимайте, ищите дальше. Как понять, что есть химия и это именно тот человек? Пригласите кандидата на обед и общайтесь о разных вещах: бизнесе, стратегии, спорте, хобби, образовании. Если после часа или двух общения, кандидат наполняет вас энергией, вам интересно общаться, делиться, обсуждать важные для вас вопросы, вы на правильном пути. Если же вам становится скучно, нет вдохновения, и тем для разговора становится меньше, стоит призадуматься насколько это верный выбор.