Праздник на 14 миллиардов долларов
Из важнейших задач – укрепление позиций в международном почтово-логистическом бизнесе. Китай – приоритетное направление, ведь именно здешний AliExpress.com – одна из самых популярных площадок онлайн-торговли среди украинцев, а сами китайцы растущими темпами (>50% в год) заказывают онлайн-товары из-за границы. Все это – интересные бизнес-возможности, в которых стоит разобраться.
От холостяцкого праздника к крупнейшему шопинг-событию мира
Я несколько лет прожил в США и хорошо знал, какой ажиотаж возникает вокруг “Black Friday” (пятница после Дня Благодарения, который открывает сезон распродаж) и “Cyber Monday” (понедельник после того, в который бешеные скидки предлагают именно онлайн-магазины). Но, переехав в Азию, понял, что те дни не идут ни в какое сравнение с настоящим всемирным днем шопинга - Днем Одиночки в Китае, который отмечается 11 ноября (11.11).
История этого удивительного праздника, на котором сейчас зарабатывают миллиарды, началась в скромном общежитии китайского Nanjing University в 1993 г., задолго до расцвета интернет-торговли. Тогда четыре одиночки собрались там, чтобы поделиться планами, как же им наконец попрощаться с одиночеством. Один из них подметил, что неплохо бы именно на 11.11 устраивать какие-то специальные мероприятия для тех, кто по жизни еще остается 1. Традиция быстро развивалась как антипод ко Дню Влюбленных.
Вместе с тем, как эта неформальная традиция набирала обороты, конечно, нашелся способ ее монетизировать. Самой прозорливой оказалась Alibaba Group, крупнейший конгломерат площадок электронной коммерции в Китае, который начал специальные распродажи к этому дню, ведь все те, кто желали попрощаться с одиночеством, активно покупали подарки.
В 2014 году на Alibaba было продано в этот день на USD 9.3 миллиарда, а уже в 2015 г. – на USD 14.3 миллиарда, при этом – на USD 5 миллиардов в первые 90 минут праздника. Для сравнения – весь украинский рынок электронной коммерции в годовом измерении – чуть больше USD 1,6 миллиарда на сегодня.
Обычно, старт распродажам дает экстравагантное шоу (в 2015 г. его открывали актеры Кевин Спейси и Дэниэл Крэг, певец Адам Ламберт). В этом году Alibaba снова настраивается на рекорд – продолжает общее время распродаж с 24 часов практически на 24 дня вокруг самого 11.11, чтобы еще больше людей могли приобщиться к крупнейшему фестивалю шопинга.