Почему венчурный капитал не спешит в Украину

17 августа 2018, 13:30

Не секрет, что Украина – не самая привлекательная страна для иностранных инвесторов. А для венчурных – и подавно. И дело здесь не в отсутствии качественных проектов, в которые можно проинвестировать.

Венчурному капиталу есть из чего выбрать в Украине. Здесь наша извечная проблема – отсутствие верховенства права, а значит, и низкий уровень защиты прав инвесторов. Но обо всем по порядку.

Видео дня

Кроме хорошо известных индексов, на которые ориентируются инвесторы, таких как Doing Business или The Global Competitiveness Index, существует еще и The Venture Capital and Private Equity Country Attractiveness Index. Его вот уже 8 лет подряд рассчитывают ученые бизнес-школы IESE. Он не очень популярен у нас, предположу, что из-за достаточно маленького рынка венчурного капитала. UVCA в прошлом году оценила весь украинский рынок в $259 млн. Для сравнения: объем венчурных инвестиций в Израиле в прошлом году составил $4,8 млрд. Это на их 8,5 млн населения.

Думаю, лишним будет говорить о значимости венчурных инвестиций как для инновационного бизнеса, так и для экономики в целом. Однако наши власть имущие достаточно холодно относятся к венчурным капиталистам. Плохо это или хорошо – в нашей стране понять сложно. Один из инвесторов на мой вопрос о вариантах необходимой государственной поддержки недавно ответил дословно следующее: "Господдержка не нужна. Не дай Бог с таким государством".

И действительно, к государству есть ряд вопросов. Упомянутый выше индекс включает в себя шесть секций: экономическая активность, глубина рынка капитала, налогообложение, защита инвесторов и корпоративное управление, социальная среда, предпринимательские возможности. Наибольший провал у нас в секции "социальная среда", который состоит из трех показателей: взятки и коррупция, трудовое законодательство и образование. И если с последним у нас еще все более-менее – 54-е место из 125 стран, по которым рассчитывался индекс, то с остальными двумя беда – 104 и 112 места, соответственно. 112 место в индексе "трудовое законодательство" мы получили за наш КЗоТ. И здесь, на самом деле, нет ничего удивительного. Наше законодательство так оберегает наемного работника, что не каждый инвестор, учитывая этот фактор, согласится войти в высокорисковый бизнес. Венчурный бизнес требует быстрых решений. В том числе и о его реструктуризации или закрытии. Венчурный инвестор не имеет 3 месяцев и финансовых ресурсов, чтобы выплачивать компенсации сотрудникам, которые не успевают за развитием технологий. В этом плане система англоскасонского права более лояльна к инвесторам и меньше защищает работников в отличие от нашей правовой системой.

Ненамного лучше у нас и с защитой прав инвесторов. Здесь по показателю "защита частной собственности" мы находимся на 105 позиции. Качество судебной системы, согласно индексу, тоже, мягко говоря, хромает – 103 позиция из 125. К проблемам, созданным государством, можно также отнести и показатель "сложность закрытия бизнеса", который почему-то упускают в других индексах. А ведь для инвестора скорость выхода из бизнеса не менее важна, чем скорость запуска. По данным разных исследований, условия признания банкротом являются одним из решающих факторов при принятии решения инвестировать в страну.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Еще один провал, но уже, правда, не государства, а финансового сектора, обусловлен фактическим отсутствием необеспеченных кредитов. Этот показатель у нас самый просевший из всех – 123 из 125. Венчурным инвесторам важно иметь кредитное плечо для оборотных средств. Конечно, ни один банк не даст инновационной компании без залога (которого у них, как правило, и нет) долгосрочный кредит. А вот краткосрочные – вполне нормальная западная практика.

Справедливости ради нужно отметить, что по показателям инновационности, качеству научных статей и корпоративному R&D мы имеем достаточно неплохие позиции – 44, 46, и 45, соответственно. Но это вряд ли можно причислить к заслугам государства.

Итого, в сухом остатке имеем явные проблемы с коррупцией, трудовым законодательством, защитой частной собственности, сложными процедурами выхода из бизнеса и явно неидеальной судебной системой, что делает нас 83-ей страной по привлекательности для венчурных инвесторов из 125. Мы скромно соседствуем с Сербией и Ливаном.

Это, конечно, не означает, что к нам совсем не приходят инвестиции. Приходят. Но они идут скорее вопреки. Да и не в страну, а в конкретные стартапы, которые получают инвестиции только при условии инкорпорирования в какой-то другой более предсказуемой, стабильной и безопасной стране. А это совсем плохо. Ведь так мы теряем не только деньги, а и самое ценное – талантливых людей.

Можно много говорить о сложности изменения системы и невозможности побороть коррупцию, а можно начать решать проблемы точечно. Все перечисленные проблемные факторы (возможно, кроме коррупции) свойственны больше романо-германской системе права, к которой относится и украинское законодательство. Соответственно, англосаксонская более располагает инвесторов во всем мире. Конечно, полный переход государства с одной системы права на другую выглядит достаточно фантастическим. Но решение все же есть. Есть опыт Дубая и Астаны, которые внедряют англосаксонскую систему на ограниченных территориях, таких как финансовые центры, с выписанными из Туманного Альбиона судьями и адвокатами. Возможно, нам тоже стоит попробовать создать отдельные юрисдикции в индустриальных и инновационных парках, в которых, как в заповедниках, будут находится инновационные компании и стартапы, и куда не будут бояться приходить иностранные инвесторы. И тогда, возможно, мы остановим кровотечение, и талантливые ребята будут оставаться в Украине и строить нашу, а не чужую, инновационную экономику.

Показать ещё новости
Радіо NV
X