Почему важна монетизация льгот

25 апреля 2018, 09:00
Цей матеріал також доступний українською

По количеству и объему социальных услуг, которые предоставляет государство, Украина входит в число мировых лидеров.

Между тем, именно эта сфера остается минимально реформированной. В силу такого положения дел мы отказываемся перед ложным выбором: социальный популизм или свободный рынок.

Видео дня

Не секрет, что социальные льготы, дотации и субсидии до сих пор являются одним из самых "надёжных" средств манипуляции общественным мнением. Поэтому всякая попытка демонтажа этой громоздкой и насквозь коррупционной системы воспринимается как "зрада". Масла в огонь подливают политики, которые привыкли делать рейтинг, обманывая людей пустыми обещаниями.

Тем временем, в цивилизованном мире социальные гарантии не имеют никакого отношения к "подачкам". Их эффективность напрямую зависит от адресности и гибкости. Поэтому, начиная менять такую чувствительную сферу, как социальная, важно иметь чёткую целевую модель. Лояльность электората не может быть ею по определению.

В середине марта Кабинет Министров утвердил монетизацию льгот во всех видах городского, пригородного и междугороднего транспорта - на практике постановление заработает уже в мае.

Новость успела обрасти множеством мифов и даже вызвать уличные протесты. Причина - та же, что и с другими реформами. Власть не спешит разъяснить нюансы, поэтому люди считают, что компенсироваться будут только 30 поездок в месяц. На самом деле это только "необходимый минимум" - конкретную схему монетизации, а равно и количество льготных поездок будет определять местная власть.

Конечно, есть опасения, что "денег не хватит". Так, кстати, в своё время произошло в России: местные бюджеты не потянули монетизацию, потому что в их расчётах не были учтены воровство и инфляция.

Тем не менее, в других европейских странах монетизация вполне оправдала себя. Если обобщить удачные случаи, получится, что её основа - электронный билет, который позволяет вести строгий учёт льготных перевозок. С другой стороны, с помощью такого билета (зачастую он вообще "именной") можно реализовать самые разные программы адресной помощи - к примеру, льготный проезд для пенсионеров может действовать в определенные часы, а в остальное время работать пятидесятипроцентная скидка. Примеров масса, но я сейчас не о них.

Монетизация льгот принципиально важна для Украины как ещё один шаг прочь от "советского наследия". За этим решением стоит определенная идеология, полезная для общества с патерналистскими наклонностями. Всё просто: или государство не доверяет людям, остерегаясь давать деньги на руки, или считает их достаточно взрослыми и сознательными.

В Финляндии каждому жителю полагается "базовый доход" в €800. Деньги идут из затрат на разные льготы. Пускай люди сами решают, как их потратить. Приоритетом может быть проезд, месячная квартплата или обогрев дома. В конце концов, их можно просто "профукать" на всяческие увеселения. Но государство в этом случае уже ничего не будет должно. Твой выбор - твоя ответственность.

Такова психология человека: пока он не увидит "живых" денег, которыми сам оплачивает ту или иную услугу, он не научится ни экономить, ни требовать качественного сервиса. Сегодня в Украине мало кто может "заметить" связь между ужасным состоянием общественного транспорта, количеством льготников (а в некоторых городах они составляют до 70% от всех пассажиров!) и возмещением стоимости их проезда с опозданием в 9 месяцев.

Конечно, монетизация льгот на проезд не должна ударить по самым незащищенным. Поэтому задача местных властей - тщательно продумать этот момент, учтя зарубежный опыт. К примеру, в соседней Польше безлимитный бесплатный проезд сохранен для всех людей, старше 70 лет. Правильно спроектированная монетизация - это не только затраты, но и дополнительные ресурсы.

Последнее время социологи отказываются оперировать понятием "средний класс". Вместо этого они говорят о людях с "развитым экономическим сознанием". Независимо от возраста, уровня доходов или места работы, такие люди демонстрируют способность к самоорганизации и саморазвитию - например, самостоятельно ищут возможности повысить квалификацию и зарабатывать больше. Таких людей отличает непримиримость к коррупции и "рациональное голосование" на выборах.

Показатель в 20% считается для общества критическим в хорошем смысле этого слова. Именно с них начинаются настоящие, а не имитационные реформы. Надеюсь, что у нас есть шанс преодолеть эту "критическую отметку" уже в ближайшее время.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X