Почему так много шума вокруг ЭКА

20 февраля 2018, 19:50
Цей матеріал також доступний українською

В современном мире бизнес очень зависит от финансирования. Особенно сильно от него зависят производственные компании.

Ведь мало получить заказ на товар. Предприятию нужно найти деньги, чтобы его создать, а получить аванс от заказчика тоже не всегда возможно. Еще бывают случаи, когда товар готов, но у покупателя нет денег, чтобы его оплатить. Именно для этого предназначено финансирование. Чтобы иметь возможность создать товар или чтобы не прерывать производственный процесс, дожидаясь оплаты за ранее проданный. Поскольку экспортеры тоже сталкиваются с похожими ситуациями, то именно для них и придумали ЭКА. По сути, ЭКА кредитует иностранных покупателей, чтобы те имели возможность оплатить продукцию нашего производителя.

Видео дня

И сейчас ЭКА играет очень важную роль в увеличении экспансии на зарубежные рынки. Данный инструмент торговой политики активно используют как развитые, так и развивающиеся страны. В Бразилии около 4% экспорта сопровождается экспортным кредитование. В Индии и Китае этот показатель чуть меньше – около 3%. В развитых государствах, таких как Италия, Франция и Германия, этот показатель в среднем составляет около 2%.

К примеру, в США этот показатель кредитования экспорта не превышает 1%, хотя в отчетах американского Эксимбанка постоянно акцентируется внимание на необходимости расширения этих операций. Но даже если говорить о ситуации сегодня, то практически все основные кредиты уходят на поддержку авиакосмической отрасли. В 2011 г. из 87 млрд экспорта самолетов, авиационных двигателей и запчастей было профинансировано около $12 млрд или 15% этого экспорта. Учитывая размеры контрактов в авиаотрасли это выглядит вполне логично.

Еще есть очень наглядный пример. Китайский Банк Развития выделил только одной компании Huawei $30 млрд на поддержку ее экспортных операций. Это позволило компании выиграть тендер на поставку сетевого оборудования крупнейшей телекоммуникационной компании Бразилии Tele Norte Leste Participacoes. Китайцы предложили процентную ставку на два процентных пункта ниже, чем лондонская межбанковская ставка, и двухгодичный льготный период для платежей. Предложив данные условия, они смогли обойти американских и европейских конкурентов, одним из которых была компания Cisco. Финансовый директор компании Tele Norte позже сказал, что именно наличие данных условий позволили определить победителя.

Такая активная поддержка компании Huawei вызывает озабоченность у американцев. Ведь данная компания угрожает вытеснить американские компании, такие как Cisco, не только с зарубежных рынков, а и с ее внутреннего рынка. Пикантности конкуренции Huawei c Cisco еще добавляет давний конфликт, где американцы обвинили китайцев в краже технологий. И теперь за счет этих технологий китайцы вытесняют американцев с их же рынков. Понятно, что это приведет к ужесточению конкуренции и применению разных форм протекционизма для защиты собственного производителя, что, собственно, мы сейчас и наблюдаем.

В общем, не считаю лишним напомнить, что мы живем в эпоху глобальной конкуренции. Эта конкуренция идет в очень разных направлениях. За расширение торговли. За технологии. За зарубежные инвестиции. За таланты и рабочую силу. И в последние годы эта конкуренция все больше усиливается. Если 30-40 лет назад конкурировали между собой только развитые страны, то сегодня в эту конкуренцию включились и бывшие страны третьего мира, которые теперь конкурируют наравне с развитыми странами и даже претендуют на то, чтобы отобрать у старого мира пальму первенства.

Если говорить об экспорте, то по данным Всемирного банка только за последние 30 лет мировой экспорт вырос в 6,5 раз – с $3 трлн до $20 трл. При этом сама доля экспорта в мировом ВВП выросла с 18% до 28%. Это говорит о том, что роль экспорта в развитии стран только усиливается. При этом динамика украинского экспорта очень негативная. По сравнению с пиковыми значениями в 2008 и 2013 годах сейчас экспорт упал почти в два раза. Это говорит о том, что наш бизнес сильно теряет позиции в мире. По выпуску металлопроката мы с 8 места опустились на 14 место в мире. Экспорт продукции машиностроения упал с $10 млрд до $4 млрд. Мы стремительно теряем отрасли, что производят продукцию с высокой добавленной стоимостью. И в нашем экспорте начинает все больше преобладать продукция низкомаржинального сырья. Потому сейчас критически важно использовать любые рычаги для развития экспорта, особенно с высокой добавленной стоимостью. Тем более, что у нас еще остались конкурентные предприятия, как Антонов, например, которым данный вид финансирования очень помог бы. И сейчас вопрос должен стоять не "зачем нам нужно ЭКА", а как аккумулировать средства, чтобы нарастить кредитование экспорта как минимум до 3-4% экспорта.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X