Сериал Чернобыль от НВО: почему так круто

26 апреля 2020, 07:30

Без взрывов и спецэффектов. Самый опасный враг — тот, которого не знаешь

Самый популярный сериал всех времен и народов. 9.5 из 10 по версии IMDB. Миллионы восторженных зрителей. Британцы и американцы сняли сериал про Чернобыль настолько талантливо, что даже завидовать нет сил. Минимум 33 раза повторенный с 1986 года сюжет проникает в зрителя какой-то небывалой новизной. Попробуем разобраться, как им это удалось.

Видео дня

Во-первых, авторы не пытаются поразить зрителя демонстрацией масштаба катастрофы. В фильме нет самого взрыва, нет пугающих спецэффектов, есть только последствия, которые не впечатляют воображение, тренированное уничтожением Вестероса. Всего лишь из трубы валит дым, всего лишь валяются куски бетона, пожарные тушат, люди суетятся. Рутина, бытовуха, ничего необычного. Но именно эта рутина бьет страшнее всего. Самый опасный враг — тот, которого не знаешь. Этот гениальный ход, раскрывающий саму суть эффекта радиации, и делает «Чернобыль» таким потрясающим. Радиация, которая для большинства живущих, слава Богу, является просто словом, оживает невидимым хищником. От нее не спасает противогаз, не спасает костюм химзащиты, не спасает водка, ее нельзя увидеть, но к ней можно прикоснуться. Что и делает фильм со зрителем: он позволяет прикоснуться к чудовищу через жизнь людей того времени, их наивность, безалаберность, непонимание, которые, очевидно, не спасают героев от трагедии. HBO показали «Чернобыль» как убийцу-невидимку. Это фильм ужасов про то, как люди выпустили его на свободу, даже не заметив. И только два героя на всю страну понимают, что на самом деле произошло.

Во-вторых, сериал от начала и до конца — о людях. Это история про долг, про ученых, которые не боятся вездесущего КГБ, про отважных ликвидаторов, про берсеркеров-шахтеров, которых не обмануть: они уже живут в царстве Аида. Чернобыль — про выживание среди акул Политбюро, про советского топ-менеджера Щербину, который, хоть и ведет себя, как сволочь, но дело свое знает. Это история про тупых, которые своими тупыми поступками способны погубить миллионы. Это история про беззаботных, неумных, умных, счастливых, несчастных, объединенных одной трагедией, но проживающих ее по-человечески и по-своему. Чего стоят медсестры из московского госпиталя, одна из которых милосердно берет взятку на регистрации, а вторая из жалости позволяет женщине контактировать с облученным умирающем мужем. Это очень сильная драма про любовь. И про смерть. Настоящая греческая трагедия, построенная в декорациях совка.

В-третьих, это конечно же операторская работа. Картинка очень зажата, фильм камерный, что помогает сконцентрироваться на человеке советском. Оператор подчеркивает рамки, в которых находятся люди, попавшие в катастрофу гигантского масштаба. Актерам тесно в кадре, тесно в помещениях, тесно в своей нелепой безразмерной и не подогнанной под фигуры советской одежде.

И наконец, это работа постановщиков, которые с педантичностью Алексея Германа воссоздали эпоху в деталях.

Визитную карточку Украины пересняли со всей мощью мирового кинематографа. Не может не льстить, что Украина прозвучала так громко. Не может не огорчать, что это сделано не Украиной. Не может не удивлять, что талант не имеет ни географических, ни культурных границ. Не может не заставлять задуматься, что мир вокруг нас полон опасностей, даже если мы на них забили.

Специально для НВ Бизнес (Повтор публикации от 29 мая 2019 года)

Больше мнений — в разделе Эксперты НВ Бизнес


Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X