Почему Нафтогаз недоволен новым кодексом ГТС

2 августа 2018, 15:30
6146
Цей матеріал також доступний українською

НКРЭКУ приняла решение об отсрочке вступления в силу отдельных положений нового кодекса ГТС. Эти положения станут действительными только с 1-го октября 2018 года.

Кодекс нужен прежде всего для установления правил игры на отечественном рынке газа. Он прописывает процедуры и нормы взаимодействия между всеми участниками газового рынка. Документ регулирует как должна работать украинская ГТС. Кто, кому, как и в какие сроки отгружает газ.

По мнению Нафтогаза новый кодекс ГТС ведет к перекосу сил на рынке из-за очень невыгодных условий для компании. Владельцам же облгазов наоборот предоставили крайне щедрые преференции. Общеизвестно, что фактически облгазами владеют олигархи, это в том числе и Дмитрий Фирташ.

На сегодняшний день НКРЭКУ запустила кодекс не полностью. Вступление в силу тех частей документа, которые дают преференции облгазам, было отложено до 1-го октября. Это маленькая победа Нафтогаза в борьбе с олигархами. Так как облгазам не удалось пока продавить ту схему балансировки газа, которая была им выгодна.

В чем же здесь заключается конфликт? Дело в том, что облгазы не могут точно заявить, сколько газа они отгрузят потребителям. Как следствие, к концу каждого текущего месяца Нафтогаз делает ревизию сколько газа было по факту поставлено и требует за него оплату. До сих пор действовало правило, что перед получением газа облгаз давал залог. Величина залога определялась количеством того газа, который они отгрузили потребителям в предыдущем месяце. Таким образом в конце каждого месяца производится перерасчет.

На данный момент основная проблема в том, что не понятно кому облгаз поставляет газ. Дело в том, что для населения и промышленности цена за газ разная. Если предприятие поставляет газ населению, то платит Нафтогазу меньшую цену, чем за газ, поставленный производству. Часто под видом поставок населению газ отгружался промышленности. Таким образом некоторые предприятия получали очень дешевый газ.

В старом кодексе была прописана процедура, которая позволяла сводить баланс между компаниями. В конце месяца подводился итог сколько газа по факту было поставлено и сколько нужно доплатить с учетом внесенного ранее залога. Если была допущена ошибка в расчетах, то была возможность в любой момент скорректировать ее и получить компенсацию.

В новом варианте кодекса ГТС, который подписала НКРЭКУ, полностью пролоббированы интересы облгазов. Первое, полностью отсутствует залог за отгружаемый газ. То есть облгазы ничего не должны вносить в качестве компенсации. Единственное, к чему их будет обязывать закон – это предупредить о приблизительном объеме газа, который будет нужен предприятию в следующем месяце. Второе, это декриминализация незаконного отбора газа. То есть, облгазам полностью развязали руки.

Такое распределение сил на рынке для Нафтогаза означает быстро растущий долг со стороны потребителей. Соответственно будет расти и долг компании перед поставщиками. Из-за невозможности нормально собирать средства с рынка у него просто не будет денег для расчета с ними.

Хорошо, что на эти проблемы обратили внимание и приостановили действие отдельных положений кодекса. Но это только крошечный шаг. Для нормального функционирования рынка нужно исправить те части документа, которые приводят к такой разбалансировке сил.

К тому же, из-за монополии облгазы, как маленькие региональные короли, высасывают деньги из потребителей. Сейчас самое главное демонополизировать рынок газа. Я скажу больше избавиться нужно не только от монополии облгазов, но и демонополизировать Нафтогаз, который борется за лучшие условия для себя.

Подпишитесь на журнал НВ

Подписывайтесь на журнал НВ и читайте свежий номер прямо сейчас. Все подписчики также получают доступ к архивным выпускам журнала. Стоимость подписки на три месяца всего 59 гривен.

Подписаться и читать журнал