По стопам Стива Джобса. Эффективен ли гендиректор-основатель

23 апреля, 17:00
457
Цей матеріал також доступний українською

Основатели не должны развиваться в одиночку

В последнее время было много разговоров о том, могут ли разработчики технологий стать великими генеральными директорами. Помните скандалы с Марком Цукербергом и Илоном Маском? Хорошие ли они генеральные директора? Правда в том, что если основатели компании стремятся и способны развивать свой бизнес и навыки лидерства, то они становятся хорошими руководителями.

Очень часто инвесторы смотрят на основателей со скептицизмом, сомневаясь в том, что они могут преуспеть в качестве генерального директора растущего среднего бизнеса. Но они действительно могут! Стив Джобс и его нерегулярное руководство Apple Computers — известный пример силы основателя. Но мы говорим не только о технических лидерах. Юристы, бухгалтеры, инженеры, архитекторы, механики и предприниматели всех типов начинают бизнес, не имея опыта работы в корпоративной среде.

По мере того, как стартап развивается, роль генерального директора меняется. Предприятиям среднего бизнеса требуется больше менеджмента, лидерства и внедрения передового опыта для того, чтобы прогрессировать.

Замена генерального директора-основателя профессионалом не всегда срабатывает. Все мы знаем историю Стива Джобса и Стива Возняка, основателей Apple Computer. К 1978 году Apple приносила доход в 2 миллиона долларов. После того, как компания стала публичной в 1980 году, совет директоров не был заинтересован в том, чтобы Джобс и Возняк были у руля. Вскоре Джон Скалли занял пост генерального директора, а Джобс ушел. Но компания провалилась под руководством Скалли, и его сменили другие профессиональные руководители. Наконец, Джобс вернулся в Apple и благодаря новым знаниям об управлении и руководстве перестроил компанию.

Учитывая всю их страсть и знание рынка, не лучше ли оставить основателя на должности руководителя и создать сильную команду лидеров в качестве поддержки?

Основным условием является то, что основатель должен стремиться стать великим лидером. У него или у нее должны быть врожденные способности, желание и стремление к саморазвитию. 

Но не спешите с выводами! Основным условием является то, что основатель должен стремиться стать великим лидером. У него или у нее должны быть врожденные способности, желание и стремление к саморазвитию. Всё это поможет развить поведение, необходимое для мотивации сотрудников во времена как взлетов, так и падений, характерных для всех предприятий.

Основатели не должны развиваться в одиночку. Наставники и советники могут ускорить обучение, а иногда и дать генеральному директору точки зрения, которые в противном случае были бы упущены. Они могут наблюдать за поведением лидера и использовать такие инструменты, как 360-градусная оценка, чтобы получить бесценную информацию о том, как он воспринимается деловым окружением.

Хороший руководитель всегда уверен в себе и нанимает лидеров, которые обладают большим опытом в каждой функциональной области. Он должен привлекать других сильных специалистов-практиков для выполнения большей части работы, чтобы самому возглавлять компанию. 

Вместе с основателем и его коллегами они будут разрабатывать бизнес-планы с KPI, приоритетными проектами и ключевыми стратегиями, и именно лидеры должны быть ответственны за эти планы.

Такие компании, как CGS, мировой поставщик бизнес-приложений, а также услуг по корпоративному обучению и аутсорсингу со штаб-квартирой в Нью-Йорке, являются хорошим примером того, как использовать команды менеджеров в процессе принятия решений. Основатель и генеральный директор Фил Фридман уделил первостепенное внимание руководству и масштабированию своей компании в соответствии с личным желанием управлять развитием технологий фирмы. Он настойчиво нанимал лучших технологов, но не отрекся от технического руководства. При поддержке своей команды лидеров он пристально следит за тенденциями и конкурентами, что позволяет эффективней направлять исследования и планировать бюджет.

Компания создала технологический совет, с помощью которого привлекает клиентов к обсуждению и прогнозированию будущего. Он имеет краткосрочные и долгосрочные планы исследований и разработок. Фридман руководит ключевыми стратегическими и технологическими решениями. Одной из деятельностей этого технологического совета было наблюдение за появлением и распространением блокчейна на протяжении нескольких лет. Блокчейн может служить вечным цифровым регистром экономических транзакций и другой деятельности.

Вместо того, чтобы делать эти технологии неотъемлемой частью своего основного продукта, компания анализировала и проверяла их, чтобы определить, как на них отреагирует рынок. Уже в середине 2017 года было ясно, что блокчейн – весомый фактор влияния, который будет стремительно проникать на рынок. К ноябрю 2017 года, после многочисленных обсуждений между Фридманом и его технологической командой, компания объявила на своем ежегодном саммите лидерства, что блокчейн будет главным приоритетом деятельности компании.

Сразу после саммита 2017 года вице-президент по исследованиям и разработкам взял на себя исполняющую роль по внедрению инициативы блокчейна. Он руководил планированием дальнейших исследований и разработок, а также составлением отдельных краткосрочных и долгосрочных планов, которые служили ориентиром для успешной деятельности компании.

Больше мнений — в разделе Эксперты НВ Бизнес

Диалоги о бизнесе

23 мая, в Киеве, известные предприниматели Сергей Тигипко, Пётр Чернышов, Игорь Смелянский и Дмитрий Шимкив станут спикерами лекции НВ «Диалоги о бизнесе: как преуспеть в эпоху перемен».

Записаться на лекцию