Выбирай по расчету: что обещает бизнесу и экономике партия Слуга Народа

2 июля 2019, 09:17

По просьбе НВ Бизнес, эксперты Центра экономической стратегии кратко разбирают программы всех потенциально проходных партий на выборах в Верховную Раду. Первый объект анализа — Слуга Народа

Материал подготовлен в соавторстве с Дарьей Михайлишиной, экономистом Центра экономической стратегии.

Вы еще не определились, за какую партию голосовать? Хотели разобраться в предвыборных обещаниях, но нет времени или желания? Интересуетесь экспертной оценкой планов партий? В нашем цикле материалов мы расскажем об основных экономических обещаниях лидеров гонки и оценим их потенциальное влияние на экономику. Начинаем анализ с программы самой рейтинговой по данным последних опросов партии — «Слуги Народа».

Видео дня

В программе партии «Слуга Народа» мы выделили 81 утверждение. 40 из них содержат экономические обещания. Если обещание влияет на несколько аспектов, оно оценивается отдельно несколько раз. Например, введение налога на выведенный капитал (ННВК) влияет на налогообложение и условия ведения бизнеса. Таким образом, для 40 утверждений мы сделали 50 оценок. Мы оценили каждое предложение с точки зрения его влияния на увеличение роли государства, целесообразности — потенциального влияния на экономику, конкретности.

Согласно результатам нашего кодирования, в программе партии упоминаются 18 аспектов развития экономики. Чаще всего «Слугой народа» предлагаются шаги по улучшению условий ведения бизнеса (8 оценок) и борьбы с коррупцией (7 оценок). Также программа содержит шаги (по 4 оценки по каждому направлению) по диджитализации — переводу взаимодействия с государством в электронный формат, развитию конкуренции и демонополизации, изменений в налогообложении и развития инфраструктуры — расширение покрытия интернета, контроль за качеством дорог, запуск рынка железнодорожных перевозок.

Улучшение условий ведения бизнеса, в частности, предусматривает уменьшение воздействия на предпринимателей со стороны силовых структур, декриминализацию ответственности за нарушения, уменьшение размера налогов и сборов, упрощение условий открытия и закрытия бизнеса. Среди предложений, которые также были частью президентской программы — введение ННВК и легализация капиталов.

Условием введения ННВК является наличие необходимых экономических условий, среди которых, очевидно, должны быть компенсаторы потерь бюджета из-за снижения поступления от налогов. Именно их отсутствием объяснялись отсрочки введения налога предыдущей властью. Проблема компенсаторов также будет актуальна для попытки уменьшения социального взноса. Такие инициативы, как повышение расходов на оборону до 5% ВВП и рост зарплат учителей, могут требовать дополнительных средств из бюджета, что еще больше ограничит возможности снижения налогов.

Есть также сомнения относительно эффективности инициативы по легализации капиталов. Нет оценок возможных объемов такой легализации и поступлений в бюджет. Также есть вопросы относительно процедуры оценки некриминального происхождения средств.

Борьба с коррупцией предполагает возвращение ответственности чиновников за незаконное обогащение, на чем также настаивают наши западные партнеры. Президент Зеленский уже подал соответствующий законопроект в Верховную Раду, но, похоже, голосовать за него будет следующий состав парламента. Среди потенциальных новаций в борьбе с коррупцией — система денежного вознаграждения для граждан за ее обнаружение. По нашему мнению, текущего общего описания недостаточно для того, чтобы оценить целесообразность этой идеи.

Запуск рынка земли с продажей государственных земель и приватизация государственных предприятий — реформы, о которых заявлял Президент Зеленский, но о которых, к сожалению, не упоминается в программе партии Слуга Народа

Роль государства в экономике

Из 50 оценок, в 24 случаях мы не смогли однозначно оценить влияние этих предложений на роль государства, в 14 случаях мы считаем, что внедрение инициативы может уменьшить роль государства в экономике, а в 12 — увеличить. Чаще всего уменьшение роли государства предусмотрено по направлению улучшения условий ведения бизнеса (7 оценок), увеличение (3 оценки) — по направлению борьбы с коррупцией. Учитывая, что Украина находится на 120 месте среди 180 стран по восприятию коррупции по рейтингу Transparency International, такое вмешательство может быть обоснованным. Но в данном случае, государство будет бороться само с собой. Ключевым условием успешности такой борьбы является независимость антикоррупционных органов, прежде всего от других ветвей власти и от бизнеса. Такая независимость является одним из обещаний программы.

Важно также бороться не только с симптомами коррупции в виде взяток, а с ее причинами — чрезмерным государственным регулированием и государственной собственностью. Запуск рынка земли с продажей государственных земель и приватизация государственных предприятий — реформы, о которых заявлял Президент Зеленский, но о которых, к сожалению, не упоминается в программе партии «Слуга народа».

Целесообразность предложений

Из 50 оценок в 30 случаях мы оценили предложения как целесообразные, то есть как такие, которые могут иметь положительное влияние на экономику, в 18 случаях мы не смогли дать однозначную оценку, в двух случаях мы считаем предложения нецелесообразными.

Больше всего целесообразных предложений в направлениях коррупция (6), бизнес (4), инфраструктура (4), политика конкуренции (4), диджитализация (4), энергетика (3). Основные из целесообразных предложений уже описаны выше, но стоит отдельно остановиться на нецелесообразных.

Первый случай — введение «экономического паспорта украинца», по которому все дети получат долю от эксплуатации природных ресурсов на индивидуальные счета. Хотя сама цель — справедливое распределение доходов от природных ресурсов выглядит как обоснованная, но, по нашему мнению, администрирование этого процесса может быть достаточно дорогим и несет коррупционные риски. Эффективнее направить усилия на распределение разрешений на добычу полезных ископаемых через прозрачные аукционы, качественное администрирование сбора рентных платежей. В условиях увеличения поступлений возможно их целевое использование из бюджета на поддержку образования и предпринимательства среди молодежи.

Второй случай — государственная прозрачная поддержка отраслей, способных стать локомотивом развития экономики. Государственная помощь — это дополнительные коррупционные риски. Также у нас есть сомнения в целесообразности выбора чиновниками локомотивов развития экономики. По нашему мнению, государство должно создать условия для начала и развития бизнеса, инвестиций. А рынок сам решит, какие отрасли являются наиболее перспективными.

Конкретность

Из 50 оценок в 36 случаях мы оценили предложения как конкретные, в 14 — как общие. Больше конкретики в обещаниях, связанных с улучшением условий ведения бизнеса: изменения в налогах, легализация капиталов, упрощение процедур. Относительно меньше конкретики по направлению развития конкуренции и демонополизации. Мы поддерживаем развитие конкуренции, но, по нашему мнению, необходимо больше конкретики. Например, какие именно отрасли планируется демонополизировать, за счет чего — снижение барьеров входа, дерегуляции условий ведения бизнеса, запуска закупок через Prozorro; как избежать ситуации, когда вместо регулируемых государством монополий возникнут частные олигополии с высоким риском заговоров и координированных действий.

Сейчас запускается рынок электроэнергии, есть риск, что из-за ограниченности конкуренции имеющиеся игроки существенно поднимут цены для потребителей. В программе партии предлагается отказаться от Роттердам+, но открытие рынка без наличия конкуренции может привести к Роттердама++. Эти риски актуальны и для открытия рынка железнодорожных перевозок. В программе содержится ответ — независимый и эффективный Антимонопольный комитет. Но вопрос описания рецептов, как этого достичь, остается открытым.

Мы, как избиратели, хотели бы увидеть конкретные предложения, например, в сфере развития конкуренции и демонополизации

Резюме

Экономическая часть программы партии «Слуга народа» фокусируется на борьбе с коррупцией и улучшении условий ведения бизнеса. Также программа содержит шаги по переводу взаимодействия с государством в электронный формат, развития конкуренции и демонополизации, изменений в налогообложении и развития инфраструктуры. Большинство предлагаемых мер являются целесообразными, хотя есть и такие, которые, по нашему мнению, внедрять не стоит 3 введение экономического паспорта и государственная поддержка отраслей. Также часть предложений носят слишком общий характер, а мы, как избиратели, хотели бы увидеть конкретные предложения, например, в сфере развития конкуренции и демонополизации. В программе нет также упоминаний о запуске рынка земли и приватизации.

Наш опрос во время президентской кампании показал, что украинцы мало знают об экономических программах кандидатов. Более того, респонденты были склонны приписывать политикам обещания, которых те никогда не давали. Надеемся, что эта и последующие статьи помогут вам сделать свой выбор, основываясь на поддержке программ партий, а не по принципу «чтобы человек был хороший». Возможно даже, что после прочтения этого экспресс-анализа вы решите ознакомиться с полными программами, сделает ваш выбор еще более сознательным и взвешенным. Надеемся также, что вы поделиться вашими мыслями с друзьями и родственниками на кухне за чашкой чая. От качества нашего с вами выбора зависит будущее государственной экономической политики, а следовательно, и наше благосостояние.

Специально для НВ Бизнес

Больше взглядов — в разделе Эксперты НВ Бизнес

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X