От ресторана к IT-компании. Что общего
Как опыт управления в ресторанном бизнесе помог мне построить IT-компанию
Я сформулировал для себя несколько принципов, которых придерживаются наши партнеры и сотрудники:
1. Клиенту нужно давать больше, чем он ожидает.
2. Клиенту здесь не продают часы, а дают решение задачи и проблемы.
3. Клиент должен понимать, как обстоит ситуация с проектом и первым узнавать о всех проблемах, которые появились.
90% клиентов, которые обращаются в компанию, уже имеют негативный опыт в IT, что стало конкурентным преимуществом нашей компании. Вся наша деятельность сосредоточена именно на проектах, а не на поддержке, поэтому важны все сроки и критерии выполнения поставленных задач
Чем помог ресторанный бизнес
1. Лучший выбор — отсутствие этого выбора
Когда клиенты приходят в ресторан, им предлагают комплексные решения в виде блюд. Люди выбирают их из меню, а не формируют сами.
Также и в IT: сервисная компания не продает консультации и часы программирования, которые могут существенно увеличить бюджет проекта, а предоставляет заказчику решение, способное закрыть проблему.
2. В команде должны быть все взаимозаменяемы
В рамках ресторанного бизнеса важно, чтобы повара были универсалами и могли друг друга заменять. В отношении программистов это не менее существенно.
В нашей компании они ежедневно взаимодействуют между собой, знают обо всех проектах и при необходимости могут меняться, дополнять друг друга, улучшать и обучать.
3. Не нужно сразу гнаться за большими проектами с новыми клиентами
Многие компании хотят быстро продать свой продукт и за несколько лет заработать десятки тысяч долларов. Я считаю, что грамотнее стартовать с коротких дистанций, с проектов от 1 до 3 месяцев, чтобы показать результат и то, как работает компания. Другими словами, презентовать определенную демоверсию подхода.
В ресторанном бизнесе это всегда акция новому клиенту или какое то блюдо как комплимент от шефа. Такое же должно быть и в айти.
4. Команде нужно ставить цели и критерии, а методы самоорганизации она выберет сама
Хороший ресторатор не будет стоять над каждым сотрудником, а сделает следующим образом:
• создаст команду до 10 человек;
• поставит ей цели — как правило, они касаются времени, качества продукта и определенных стандартов выполнения в рамках заведения.
То же самое работает в IT. Команде ставят цели, в свою очередь, она дает обратную связь по ресурсам, которые нужны для этого. Затем руководитель их предоставляет и спрашиваешь только за результат. Единственное, нужно вкладывать много времени, чтобы научить сотрудников быть самоорганизованными и построить не вертикальную систему управления, а именно функциональную.

5. Критические моменты проекта
Должно быть несколько запасных планов и постоянная готовность к любым вариантам развития событий. В ресторанном бизнесе пик продаж приходится на обед и вечернее время, то есть всего на 3−4 часа в день. За это время нужно обслужить максимальное количество клиентов и всем угодить.
В IT-бизнесе также есть критические моменты проекта — во время сдачи и внедрения. Соответственно, необходимы разные варианты решения одной потенциальной проблемы и взаимодействия с внешними и внутренними ее источниками. В данной ситуации нужен точные checklist всех действий команды, чтобы проект взлетел и не переносились сроки.
6. Выполнять свои обещания чего бы они ни стоили
Если ты даешь определенные гарантии клиенту и принимаешь за них оплату, перенос сроков и изменение предмета договора допустимы только в крайне редких случаях. Соответственно принцип обратный — не обещай того, чего не можешь сделать, или же сразу предупреди клиента о возможных нюансах и рисках.
Многие компании берутся за что-то новое, чего ранее не делали, а потом увеличивают дедлайны, стоимость, а проект, как правило, не взлетает. В более 50% случаев, когда проект делают с нуля неизвестные компании, это не летит вперед.
Грубо говоря, если ты работаешь в компании по доставке суши, не гарантируй, что сделаешь вкусную пиццу. В любом случае что-то пойдет не так.
Большинство новоиспеченных IT-компаний работают по лекалам производственной компании. Другими словами, проставили задачи, произвести, отдали, а там как-то пусть оно себе работает.
Но мы же все-таки строим сервисную компанию, где даем решение, реализовываем его под ключ и упрощаем коммуникацию всеми возможными методами для того, чтобы клиент не ждал проект через 6 месяцев, а постоянно участвовал на всех этапах и процессах и готов был его внедрить в любой момент.
Мне нравится такая поговорка: «Большинство из нас может легко научиться готовить, но когда нужно накормить большое количество людей, мы нанимаем повара».
Так и в IT: по большому счету, нет ничего сложного в организации бизнеса, и не обязательно быть программистом, чтобы делать хороший программный продукт и внедрять его дальше. Правда, успех кроется в деталях и правильном подходе к организации работы.