Особенности "дизайна" новых аукционов

24 октября 2017, 19:00
Цей матеріал також доступний українською

В мире не существует единого, идеального метода продажи для всех видов активов

На конечный результат и цену влияют множество факторов: разная степень конкуренции, разная осведомленность покупателей об активах, а также различная повторяемость торгов.

Есть, например, нефть, которой торгуют на товарных биржах не только каждый день, а каждую секунду. Продажа происходит по стандартизированным контрактам, вся нефть примерно одинакова, и поэтому цены - в одном диапазоне. Однако есть уникальные товары, например, предметы искусства. Картина Мондриана - всего одна, другой такой нет и уже не будет. В то же время, мнения по поводу ее стоимости могут быть абсолютного противоположными. Кто-то говорит, что даже его ребенок рисует лучше, а кто-то - что это произведение высокого искусства, которое стоит сотни миллионов долларов. Все другие типы активов - где-то посередине между этими двумя примерами.

Когда возникает потребность продать актив, возникает вопрос: как это сделать как можно выгоднее? Можно провести аукцион. Существует несколько их главных типов, комбинируя которые, можно создать новые, более действенные.

Классический английский - тот, на котором продают предметы искусства в фильмах. Существует начальная цена, от которой отталкиваются участники аукциона и минимальный шаг повышения цены. Ставки делают открыто, кто предложил больше - тот и побеждает.

В аукционах одновременной предложения (first-price-sealed-bid) и аукционах закрытых предложений (second-price-sealed-bid) участники присылают продавцу свои ставки тайно, не зная ставок конкурентов. Победителем становится тот, кто предложил самую высокую цену. Однако в первом варианте аукционов победитель платит названную им, то есть самую высокую, цену, а во втором - цену, которая предшествует самой высокой.

Здесь мы вплотную подошли к ответу на вопрос, чем Нобелевский лауреат Роджер Майерсон так заинтересовался в Украине, что даже приезжал к нам с лекцией в июне. И этот ответ - дизайн новых аукционов в ProZorro.Продажи.

Что же в них такого особенного? Сейчас ProZorro.Продажи использует обычные, английские аукционы с повышением цены. Но уже потом, в том числе для проведения малой приватизации, начнут использовать четвертый тип аукционов - голландские. Главная их особенность - это игра на понижение цены. Продавец устанавливает высокую начальную цену, которая со временем автоматически снижается, пока кто-то не купит актив.

ProZorro.Продажи объединили голландский аукцион со стандартным английским. Первая часть является чисто голландской - цена на актив автоматически снижается, пока кто-то из участников не зафиксирует ее. Происходит игра нервов, ведь никто из покупателей не знает, когда кто-то остановит снижение цены. Это создает напряжение и подогревает конкуренцию.

Второй этап аукциона - это подача закрытых предложений. На этом этапе каждый из покупателей может предложить цену выше, чем было зафиксировано в первом раунде. Это помогает еще повысить цену продажи. Но при этом тот покупатель, который зафиксировал цену в течение голландца, имеет право дать окончательную цену, а следовательно имеет преимущество. Таким образом мы стимулируем покупателей при голландце раньше фиксировать цену.

Голландские аукционы очень эффективны для продажи проблемных активов. Например, прав требования по кредитам. Для таких товаров лучше создать определенное давление на покупателя, ведь если актив просто перевиставляеться несколько раз, и каждый раз цена снижается лишь немного, все потенциальные покупатели ждут. Но если продавать эти активы на голландском аукционе, то покупатели знают, что цена может упасть значительно и в любой момент этот актив может купить их конкурент.

Таким образом, механизм с голландскими аукционами должен значительно сократить общее время продажи активов. А сегодня именно продолжительность продажи является критической в вопросе продажи активов неплатежеспособных банков. Скоро подойдет к концу срок ликвидации некоторых из банков, и именно их активы будут выставлены на первые голландские аукционы в ProZorro.Продажи.

Хороший дизайн аукциона позволяет продать активы как можно выгоднее для всех сторон, тогда как плохой может нанести существенный ущерб в первую очередь продавцу. Так, например, произошло в Новой Зеландии в 1990 году, когда государство выставило на продажу телевизионные частоты. Решили проводить аукционы закрытых предложений. Одна из компаний сделала ставку на пакет частот в размере 7 млн новозеландских долларов, а заплатили всего 5000 - именно такой была вторая наибольшая ставка. Скандал был масштабный.

Чтобы такого избежать, дизайн аукционов в ProZorro.Продажи продуман очень детально. В голландских аукционах мы вводим механизмы, разработанные Фондом гарантирования вкладов (ФГВФЛ) и профессорами Киевской школы экономики (КSE). Для их обсуждения в Украину как раз и приезжал ранее упомянутый Роджер Майерсон. Предполагается, что разработанный дизайн аукционов даст лучший результат, ведь Нобелевскую премию просто так не вручают.

В то же время дизайн аукционов довольно понятный для их участников, ведь мы хотим, чтобы доверие бизнеса к государству продолжало расти, как собственно и конкуренция за активы. Сейчас мы начинаем пилотное тестирование голландских аукционов, которые впоследствии могут стать инструментом, в том числе, малой приватизации. Кроме того, очень важно, что наша деятельность создает запрос на разработку новых научных направлений в теории аукционов. И я был бы очень рад, если бы украинские профессора и студенты смогли добавить что-то к наработкам ФГВФЛ, КSE и Майерсона.

Журнал НВ (№ 21)

Парламентские списки

Благодаря двум новым политсилам парламент ждет беспрецедентное в истории Украины обновление

Читать журнал